Профессиональное выгорание на рынке искусства

№71, март 2019
№71
Материал из газеты

Куда податься топ-менеджерам аукционных домов, или Есть ли жизнь после увольнения, размышляет колумнистка The Art Newspaper

«Это было потрясающее приключение», — написал в Instagram глава европейского отдела послевоенного и современного искусства Christie’s Фрэнсис Утред в свой последний день работы в аукционном доме. Утред провел в фирме десять насыщенных лет, и, когда он говорит, что заслуживает небольшой перерыв, возразить ему нечего. Создается впечатление, что Утред, до Christie’s проработавший почти десять лет в Sotheby’s, в свои всего лишь 45 лет уже настоящий ветеран аукционного бизнеса.

Мелани Герлис
Мелани Герлис

То же можно сказать и о Лоике Гузере, который в конце 2018 года сообщил, что покидает пост сопредседателя отдела послевоенного и современного искусства Christie’s в обеих Америках. Он также пришел в аукционный дом из Sotheby’s (около семи лет назад) и покинул его в сравнительно молодом возрасте — в 38 лет. Именно напористый Гузер стоит за скандальной продажей «Спасителя мира» Леонардо да Винчи за $450,3 млн в 2017 году. О планах Гузера на данный момент не сообщается ничего конкретного. В его официальном заявлении сказано, что он «проведет следующие несколько месяцев, сосредоточившись на вопросах защиты окружающей среды и проблемах, связанных с изменением климата, после чего вернется в мир искусства с новым проектом». Продавать искусство, потом спасать мир, потом снова продавать искусство — таков новый порядок действий.

До недавнего времени столь стремительная карьера в аукционном доме, как и добровольный уход с таких высоких позиций, были немыслимы. Специалисты работали в аукционных домах пожизненно, и те, кто был у них в подчинении, в буквальном смысле ждали их смерти, чтобы продвинуться выше. Но сегодняшний рынок — это круглосуточная гонка без выходных, в которой на кону оказываются миллиарды долларов, а к участникам предъявляются все более высокие требования: каждый привлеченный лот, результаты каждой продажи тщательнейшим образом разбираются — причем не только в постоянно усиливающемся шквале онлайн-новостей об арт-рынке. Джентльменская конкуренция превратилась в ожесточенную борьбу — как между аукционными домами, так и внутри них.

В аукционном доме времени по-настоящему увидеть произведения искусства не оставалось. Фото: Jack Taylor/Getty Images for Sotheby'
В аукционном доме времени по-настоящему увидеть произведения искусства не оставалось.
Фото: Jack Taylor/Getty Images for Sotheby'

Впрочем, у этой ситуации есть и свои плюсы. Когда самые амбициозные специалисты, успешно привлекающие клиентов, покидают свои посты, новые возможности открываются перед членами их команд, которые при ином стечении обстоятельств могли остаться незамеченными. Молодые работники получают шанс набить руку.

Как ни странно, заменять ушедшего Гузера пока не планируется — Алекс Роттер останется единственным председателем нью-йоркского отделения. Это весьма показательно, ведь, по многим прогнозам, в 2019 году особого подъема на арт-рынке ожидать не приходится, и Christie’s, вероятно, будет рад сэкономить на немаленькой зарплате Гузера.

В то же время росту конкуренции способствуют сами аукционные дома. Весь этот бизнес строится на частных связях, а руководство аукционных домов нарабатывает впечатляющее количество контактов (несмотря на то, что некоторые из них после увольнения уходят в долгие оплачиваемые отпуска без права трудоустройства), что позволяет начать консультировать тех же клиентов уже в частном порядке. Этот более индивидуальный подход, встречающийся во всех областях арт-рынка, напоминает нишевые инвестиционные банки, отпочковавшиеся в последнее десятилетие от крупнейших финансовых фирм США. Это более рискованно (как правило, основатель вкладывает в бизнес собственные деньги), но потенциально более выгодно.

Преимущества имеют не только финансовый характер — бывшие сотрудники аукционных домов также говорят о восстановлении баланса между работой и досугом и повышении удовлетворенности от работы. «[В аукционном доме] все было завязано на расписании сделок, и времени по-настоящему увидеть произведения искусства или разобраться в творчестве художников не оставалось. Теперь, когда я сам принимаю решения, у меня есть такая возможность», — говорит Бретт Горви, ушедший с поста главы отдела послевоенного и современного искусства Christie’s в 2016 году и ставший сооснователем галереи и арт-консалтинговой фирмы Lévy Gorvy.

Впрочем, председатель Phillips Шейенн Вестфаль, которая, кстати, до того отработала 25 лет в Sotheby’s, отмечает, что на американских горках мирового арт-рынка выгорание — проблема, характерная не только для аукционных домов. «Под конец ярмарки Art Basel в Майами многие дилеры еле держались на ногах», — говорит она. 

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+