Профессиональное выгорание на рынке искусства

№71, март 2019
№71
Материал из газеты

Куда податься топ-менеджерам аукционных домов, или Есть ли жизнь после увольнения, размышляет колумнистка The Art Newspaper

«Это было потрясающее приключение», — написал в Instagram глава европейского отдела послевоенного и современного искусства Christie’s Фрэнсис Утред в свой последний день работы в аукционном доме. Утред провел в фирме десять насыщенных лет, и, когда он говорит, что заслуживает небольшой перерыв, возразить ему нечего. Создается впечатление, что Утред, до Christie’s проработавший почти десять лет в Sotheby’s, в свои всего лишь 45 лет уже настоящий ветеран аукционного бизнеса.

Мелани Герлис
Мелани Герлис

То же можно сказать и о Лоике Гузере, который в конце 2018 года сообщил, что покидает пост сопредседателя отдела послевоенного и современного искусства Christie’s в обеих Америках. Он также пришел в аукционный дом из Sotheby’s (около семи лет назад) и покинул его в сравнительно молодом возрасте — в 38 лет. Именно напористый Гузер стоит за скандальной продажей «Спасителя мира» Леонардо да Винчи за $450,3 млн в 2017 году. О планах Гузера на данный момент не сообщается ничего конкретного. В его официальном заявлении сказано, что он «проведет следующие несколько месяцев, сосредоточившись на вопросах защиты окружающей среды и проблемах, связанных с изменением климата, после чего вернется в мир искусства с новым проектом». Продавать искусство, потом спасать мир, потом снова продавать искусство — таков новый порядок действий.

До недавнего времени столь стремительная карьера в аукционном доме, как и добровольный уход с таких высоких позиций, были немыслимы. Специалисты работали в аукционных домах пожизненно, и те, кто был у них в подчинении, в буквальном смысле ждали их смерти, чтобы продвинуться выше. Но сегодняшний рынок — это круглосуточная гонка без выходных, в которой на кону оказываются миллиарды долларов, а к участникам предъявляются все более высокие требования: каждый привлеченный лот, результаты каждой продажи тщательнейшим образом разбираются — причем не только в постоянно усиливающемся шквале онлайн-новостей об арт-рынке. Джентльменская конкуренция превратилась в ожесточенную борьбу — как между аукционными домами, так и внутри них.

В аукционном доме времени по-настоящему увидеть произведения искусства не оставалось. Фото: Jack Taylor/Getty Images for Sotheby'
В аукционном доме времени по-настоящему увидеть произведения искусства не оставалось.
Фото: Jack Taylor/Getty Images for Sotheby'

Впрочем, у этой ситуации есть и свои плюсы. Когда самые амбициозные специалисты, успешно привлекающие клиентов, покидают свои посты, новые возможности открываются перед членами их команд, которые при ином стечении обстоятельств могли остаться незамеченными. Молодые работники получают шанс набить руку.

Как ни странно, заменять ушедшего Гузера пока не планируется — Алекс Роттер останется единственным председателем нью-йоркского отделения. Это весьма показательно, ведь, по многим прогнозам, в 2019 году особого подъема на арт-рынке ожидать не приходится, и Christie’s, вероятно, будет рад сэкономить на немаленькой зарплате Гузера.

В то же время росту конкуренции способствуют сами аукционные дома. Весь этот бизнес строится на частных связях, а руководство аукционных домов нарабатывает впечатляющее количество контактов (несмотря на то, что некоторые из них после увольнения уходят в долгие оплачиваемые отпуска без права трудоустройства), что позволяет начать консультировать тех же клиентов уже в частном порядке. Этот более индивидуальный подход, встречающийся во всех областях арт-рынка, напоминает нишевые инвестиционные банки, отпочковавшиеся в последнее десятилетие от крупнейших финансовых фирм США. Это более рискованно (как правило, основатель вкладывает в бизнес собственные деньги), но потенциально более выгодно.

Преимущества имеют не только финансовый характер — бывшие сотрудники аукционных домов также говорят о восстановлении баланса между работой и досугом и повышении удовлетворенности от работы. «[В аукционном доме] все было завязано на расписании сделок, и времени по-настоящему увидеть произведения искусства или разобраться в творчестве художников не оставалось. Теперь, когда я сам принимаю решения, у меня есть такая возможность», — говорит Бретт Горви, ушедший с поста главы отдела послевоенного и современного искусства Christie’s в 2016 году и ставший сооснователем галереи и арт-консалтинговой фирмы Lévy Gorvy.

Впрочем, председатель Phillips Шейенн Вестфаль, которая, кстати, до того отработала 25 лет в Sotheby’s, отмечает, что на американских горках мирового арт-рынка выгорание — проблема, характерная не только для аукционных домов. «Под конец ярмарки Art Basel в Майами многие дилеры еле держались на ногах», — говорит она. 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+