Россия и Китай обменялись царскими династиями

№71, март 2019
№71
Материал из газеты

Сокровища дворца Гугун в Пекине на время поселились в Московском Кремле

Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин). «Послание безмятежной весны». Эпоха Цин, правление Цяньлун (1736–1796). Вертикальный свиток. Бумага; водяные краски, тушь. Фото: The Palace Museum/Ван Цзинь /Wang Jin/王琎
Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин). «Послание безмятежной весны». Эпоха Цин, правление Цяньлун (1736–1796). Вертикальный свиток. Бумага; водяные краски, тушь.
Фото: The Palace Museum/Ван Цзинь /Wang Jin/王琎

Музеи Московского Кремля, продолжая выставочный цикл, посвященный сокровищам монарших домов Запада и Востока, на этот раз предоставили свои площадки для показа артефактов и документов эпохи последней китайской династии Цин из дворца-музея Гугун в Пекине с его самым полным собранием предметов искусства периодов Мин и Цин. В ответ на этот жест в августе Гугун получит из собрания Музеев Кремля выставку «Церемониалы российского императорского двора».

В этом обмене есть своя интрига: династии Цин и Романовых начались и завершились почти одновременно (китайская — официально в 1917 году). Обе возникли из смутных времен и народных восстаний, правление обеих завершилось революциями. Кстати, первое официальное соглашение между Россией и Китаем было подписано в эпоху Цин и Романовых — Нерчинский договор 1689 года. 

Парадное одеяние императрицы – халат чаопао. Эпоха Цин, правление Цяньлун (1736–1796). Шелк, шелковые и золотные нити; ткачество, шитье, вышивка. Фото: The Palace Museum/Ван Цзинь /Wang Jin/王琎
Парадное одеяние императрицы – халат чаопао. Эпоха Цин, правление Цяньлун (1736–1796). Шелк, шелковые и золотные нити; ткачество, шитье, вышивка.
Фото: The Palace Museum/Ван Цзинь /Wang Jin/王琎

Из 250-летней истории династии Цин кураторы выбрали период царствования императора Цяньлуна (1736–1796), имя которого переводится как «непоколебимое и славное правление». Его держава, получившая название «Высокая Цин», в результате многочисленных военных походов расширилась до Тибета, Джунгарии и Кашгарии. Китай действительно стал империей, а Цяньлун — «отцом народов». Просвещенный абсолютизм, которого придерживался Цяньлун, был достаточно свое­образным. Для начала император избавился от инакомыслящих: покарал сектантов, изгнал проповедовавших христиан и закрыл страну от чужеземных влияний — как идей, так и товаров, оставив для сношений с внешним миром только один порт — Гуанчжоу (Кантон). В то же время при нем была собрана гигантская библиотека «Сыку цюаньшу» («Полное собрание четырех разделов литературы»), в которую вошло стараниями 360 ученых около 3,5 тыс. книг: китайской классической литературы, по истории и географии, философии и искусствам. При этом за просочившиеся антиманьчжурские тексты ученые моментально отвечали головой. Но тогда же был создан шедевр китайской литературы — «Сон в красном тереме» Цао Сюэциня. Стоит вспомнить и о культурной гордости Поднебесной — пекинской опере. 

Чашка и блюдце. Эпоха Цин, правление Цяньлун (1736–1796). Золото, жемчуг; расписная эмаль. Фото: The Palace Museum/Ван Цзинь /Wang Jin/王琎
Чашка и блюдце. Эпоха Цин, правление Цяньлун (1736–1796). Золото, жемчуг; расписная эмаль.
Фото: The Palace Museum/Ван Цзинь /Wang Jin/王琎

При императоре Цяньлуне, правившем 60 лет, был досконально отработан дворцовый церемониал, доставшийся по наследству от династии Мин. Пышность парадных императорских одеяний не идет ни в какое сравнение с предыдущими царствованиями. Кроме того, на выставке демонстрируются парадная утварь, музыкальные инструменты и ритуальные предметы, использовавшиеся во время главных государственных церемоний и в придворном обиходе Запретного города. 

Музеи Московского Кремля
Сокровища императорского дворца Гугун. Эпоха процветания Китая в XVIII веке
15 марта – 30 мая

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+