В Петербурге проходит выставка «Красота плюс-минус»

Организаторы выставки создали в Манеже поле творческого напряжения, пространство красоты, которую все понимают по-разному

Выставка «Красота плюс-минус». Фото: Центральный выставочный зал «Манеж»
Выставка «Красота плюс-минус».
Фото: Центральный выставочный зал «Манеж»

Более 200 работ собрал в залах Манежа куратор выставки Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Русского музея. Красота представлена здесь во всех ее проявлениях и ипостасях — от обнаженной натуры до архитектурных форм, от академизма до китча. Все это, по мнению куратора, имеет право на жизнь в музейных и выставочных залах.

Эту выставку можно было бы назвать «Случайная красота» — не по замыслу авторов произведений, а по факту ее появления в ЦВЗ «Манеж». Как рассказал нам Александр Боровский, в расписании выставок Манежа возникло окно, и ему предложили сделать такую спонтанную выставку-экспромт.

Выставка «Красота плюс-минус». Фото: Центральный выставочный зал «Манеж»
Выставка «Красота плюс-минус».
Фото: Центральный выставочный зал «Манеж»

«Сначала я думал пару недель, а когда понял, чего хочу, сделал ее буквально дней за пять. Конечно, мне очень помогли друзья и сами художники», — признался искусствовед. Дюжину работ предоставил Русский музей, музей Манежа, большую часть экспонатов предложили частные коллекционеры и сами авторы из своих запасников и мастерских. Поэтому в одном выставочном пространстве оказались классики, как Андрей Мыльников или Евсей Моисеенко, так и сравнительно молодые мастера Кирилл Котешов, Фрол Иванов, Дмитрий Марголин, художники Петербурга и Москвы.

Выставка «Красота плюс-минус». Фото: Центральный выставочный зал «Манеж»
Выставка «Красота плюс-минус».
Фото: Центральный выставочный зал «Манеж»

По замыслу куратора, плюс и минус в названии выставки появились не потому, что ему хотелось с кем-то поспорить или противопоставить одного мастера или направление другому, а скорее по принципу электрофизики, когда положительные и отрицательные электрические заряды не вызывают отторжения и противопоставления, а создают нечто новое — электромагнитное поле. Так и в этой выставке ее организаторы хотели создать некое поле творческого напряжения, пространство красоты, которую все понимают по-разному, но все творят, подчиняясь ее законам.

На первом этаже Манежа представлено много керамики, металла, скульптуры. Второй этаж отдан преимущественно живописи, главным образом, всем вариантам академизма — традиционного и современного. У зрителя есть возможность увидеть, например, старые работы Михаила Шемякина, еще советского времени, когда эстетизм и красота были своего рода эскапизмом, бегством от социалистической реальности. Впервые на этой выставке представлены живописные работы выдающегося мастера фарфора Инны Олевской. И конечно, здесь представлена целая серия работ Ольги Тобрелутс, много лет работающей в стиле «нового академизма».

Выставка «Красота плюс-минус». Фото: Центральный выставочный зал «Манеж»
Выставка «Красота плюс-минус».
Фото: Центральный выставочный зал «Манеж»

«Здесь возникают новые контексты. И речь идет не о качестве или иерархии, не о том, что мне нравится или не нравится, а о том, что в своем понимании красоты художники равны друг перед другом, перед Богом и людьми. А если уж говорить о том, спасет ли красота мир, то я уверен — не спасет, но она и не для этого существует. Главная ее функция, по-моему, постоянно напоминать людям, что жить надо здесь и сейчас!», — уверен Александр Боровский.

Выставка в ЦВЗ «Манеж» открыта до 17 марта.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+