18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Судьбу «Ай-Петри» Куинджи решит реставрационный совет

Похищенная, а потом возвращенная на выставку в Третьяковке картина Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» вернулась в Русский музей в ореоле славы

«Теперь это, наверное, самая известная картина Куинджи после его „Лунной ночи на Днепре“», — сказала на встрече с журналистами по поводу возвращения полотна в Государственный Русский музей Галина Кречина, ведущий научный сотрудник, хранитель музея.

«Ай-Петри. Крым» была похищена на глазах посетителей Третьяковской галереи с ретроспективы художника в конце января этого года. Благодаря записям с камер наблюдения похититель был установлен и найден в тот же день, он сообщил следователям, где спрятал картину, и уже через несколько дней «Ай-Петри. Крым» снова появилась в Третьяковке.

В родной Русский музей картина Куинджи, которая до того хранилась в запасниках и только иногда участвовала во временных выставках, вернулась в блеске славы. Теперь только ленивый, говоря о Русском музее и художнике Куинджи, не поминает кражу «Ай-Петри».

А еще картина обзавелась обновкой: Третьяковская галерея подарила ей специальное защитное и антибликовое стекло. Как подчеркнули на встрече с прессой сотрудники ГРМ, стекло очень дорогое и пока единственное в музее. В 1980-е годы, после нападения на «Данаю» Рембрандта в Эрмитаже, ГРМ начал закрывать свои шедевры стеклами. Но стекла того времени больше вредили картинам, чем защищали их. Они искажали изображение, мешали увидеть живопись. И вскоре от этой затеи отказались по эстетическим соображениям.

Картина «Ай-Петри. Крым» поступила в музей еще в 1930-е годы, за это время она ни разу серьезно не реставрировалась, поскольку была, по мнению специалистов, в хорошем состоянии. И даже сейчас оно не внушает реставраторам опасений.

«Картине ничего не угрожает. Мы ее осмотрели вместе с сотрудниками Третьяковки, затем уже здесь, в Русском музее, ею занялись наши специалисты, — рассказала Наталья Романова, ведущий художник-реставратор. — Правда, на полотне появились две царапины (одна — справа у кромки, другая — у кромки внизу), вероятно, в результате неумелого обращения похитителя с полотном. Но царапины не представляют опасности для сохранности живописного слоя».

Дальнейшую судьбу картины решит реставрационный совет, который состоится в этом месяце. А ГРМ уже провел выставку одной картины. На ней и всех последующих выставках картина всегда будет экспонироваться за подаренным ей защитным стеклом.

Музейный магазин оперативно отреагировал на драматические события в Москве и выпустил целую серию сувениров с изображением «Ай-Петри». Теперь посетители Русского музея могут купить футболки, сумки и даже кухонные фартуки с рисунком синих крымских гор.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+