18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фальшивую банкноту Бэнкси приняли в Британском музее

№71, март 2019
№71
Материал из газеты

Di-face Tenner стала первой работой уличного художника, официально получившей статус музейного экспоната — в отличие от наскального рисунка, подброшенного Бэнкси в музей в 2005 году

Размывание границ между уникальностью и тиражностью — часть многолетней стратегии Бэнкси. Фото: The British Museum
Размывание границ между уникальностью и тиражностью — часть многолетней стратегии Бэнкси.
Фото: The British Museum

Британский музей обзавелся своим первым Бэнкси. Это Di-face Tenner — копия десятифунтовой банкноты, на которой вместо королевы Елизаветы II красуется покойная принцесса Диана, а сверху вместо привычного Bank of England с завитушками выведено Banksy of England.

Бэнкси создал эту работу в 2004 году, через семь лет после смерти принцессы. Изначально он планировал устроить с банкнотой перформанс. Уличный художник, тщательно скрывающий свое настоящее имя (хотя ходят упорные слухи, что это уроженец Бристоля Робин Ганнингем), заявил, что напечатал 100 тыс. экземпляров, чтобы скинуть их с крыши здания. Теперь банкноты продаются на eBay по цене от £1,99 до £750, но большинство из них, конечно, репродукции. Однако экземпляр для коллекции Британского музея был преподнесен от имени офиса Pest Control, представляющего интересы художника и сертифицирующего его произведения.

Любопытно, что подарок передали в отдел монет и медалей, а не в отдел гравюр и рисунков. Поскольку работа имитирует настоящую десятифунтовую купюру, раздаются даже осторожные мнения, что демонстрацию или воспроизведение Di-face Tenner при желании можно квалифицировать как уголовное правонарушение — пусть даже экспонат теперь и принадлежит государственному музею. Хотя настоящие купюры достоинством в £10, ставшие прототипом для работы Бэнкси, были изъяты из обращения еще в марте 2018 года, их все еще обменивают на новые в Банке Англии.

По словам пресс-секретаря Британского музея, экспонировать Di-face Tenner пока не планируется. При этом Том Хокенхалл, куратор отдела современных денег, включил изображение работы в последний номер музейного журнала.

«Пекхэмский камень» (2005), контрабандно внедренный в экспозицию Британского музея. Фото: The British Museum
«Пекхэмский камень» (2005), контрабандно внедренный в экспозицию Британского музея.
Фото: The British Museum

Больше десяти лет назад, в 2005 году, работа Бэнкси уже появлялась в Британском музее. Правда, тогда он, сумев отвлечь смотрителей, разместил ее тайно. Выполненный в лучших традициях наскальной живописи Peckham Rock («Пекхэмский камень») — кусок цемента с изображением фигуры доисторического человека с тележкой из супермаркета — оставался в зале Римской Британии около трех дней, прежде чем его заметили музейщики. Недавно эту работу просили у художника для выставки «Я — объект. Исследование разногласий Айэном Хислопом», организованной при поддержке прихода Хоккенхалл; она завершилась в январе.

Сейчас Бэнкси — один из самых известных британских художников. Дерзкий перформанс с уничтожением собственной работы «Девочка с воздушным шаром» (2006) стоимостью £1 млн с помощью пульта дистанционного управления прямо на аукционе Sotheby’s в Лондоне в октябре прошлого года только способствовал известности таинственного автора. Тем не менее, согласно обширной онлайн-базе Art UK, в государственных художественных коллекциях Великобритании работ Бэнкси не числится. Он не представлен ни в коллекции Художественного совета Англии, ни в коллекции Британского совета, ни в правительственной коллекции произведений искусства. Среди немногих учреждений, которые владеют работами Бэнкси, — Музей Виктории и Альберта (шесть муралов и афиш) и Бристольский музей и художественная галерея (две скульптуры, картина на металле и плакат). Даже Галерея Тейт, где хранится национальное собрание британского искусства, еще не приобрела Бэнкси. На вопрос о причинах руководство музея отреагировало так: «Мы не обсуждаем работы и художников, которые не представлены в нашей коллекции». 

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+