Еще один образ матушки-императрицы

№70, февраль 2019
№70
Материал из газеты

Специалисты мастерской реставрации каменной и гипсовой скульптуры Государственного Русского музея завершили работу над бюстом Екатерины II, выполненным неизвестным мастером XVIII века

Общий вид после реставрации. 2019. Фото: Государственный Русский музей
Общий вид после реставрации. 2019.
Фото: Государственный Русский музей

Фрагменты скульптуры в очень плохом состоянии хранились в фондах ГРМ с 1920-х годов. Скорее всего, мраморный бюст пострадал от вандалов во время революции. «Фактически это были два больших куска мрамора, очень сильно загрязненные и искалеченные, — рассказала нашему коррес­понденту Белла Топоркова, ведущий специалист мастерской. — Но очевидно было, что работа старая, не позднее XVIII века, и очень хотелось вернуть ей изначальный облик».

В собрании музея насчитывается не один десяток изображений Екатерины II, ее живописных и скульп­турных портретов. Самые известные бюсты были выполнены с натуры выдающимися мастерами своего времени: Этьеном Фальконе, Федотом Шубиным, Мари-Анн Колло. По мнению реставраторов, работа неизвестного мастера стилем и пластикой больше всего напоминает Иоганна Эстеррейха, работавшего во второй половине XVIII столетия. Его портрет императрицы также находится в собрании ГРМ.

Общий вид до реставрации. Голова была отбита от основания. Значительные утраты на лице, сколы, выбоины, царапины и потертости, стойкие загрязнения. Утрачен постамент. 2002. Фото: Государственный Русский музей
Общий вид до реставрации. Голова была отбита от основания. Значительные утраты на лице, сколы, выбоины, царапины и потертости, стойкие загрязнения. Утрачен постамент. 2002.
Фото: Государственный Русский музей

Несколько лет назад реставратор Олег Иванов провел предварительные исследования, очистил мрамор от грязи, соединил оба фрагмента — торс и голову. К сожалению, Иванов не смог довести работу до конца: некоторое время назад он скончался от тяжелой болезни. Его коллеги решили завершить дело, начатое этим специалистом. «Количество утрат было огромное. Особенно пострадало лицо, — рассказала Белла Топоркова, — не было носа, губ, подбородка, левой брови. Детали выполнялись в пластилине, гипсе, в финале использовали мраморную крошку со связующими составами, соблюдая главный принцип современной реставрации — обратимость всех воссозданий».

Воссоздавая облик императрицы, Топоркова учитывала все скульптурные и живописные изображения, хранящиеся в фондах музея, а также пластику оригинальной работы. Каждый этап обсуждался на совете, в который входили искусствоведы и реставраторы. «Портретов Екатерины неизвестных мастеров довольно много, ее часто изображали как придворные живописцы и скульп­торы, так и приезжавшие в Россию зарубежные искатели чинов и карьеры, — говорит Елена Карпова, заведующая отделом скульптуры ГРМ. — Сама императрица довольно критично относилась к работам даже маститых авторов. В одном из писем она, например, напоминает Фальконе, какими слабыми бывают иногда его портреты». По мнению Карповой, бюст, отреставрированный музеем, вероятнее всего, был выполнен иностранным мастером. Кем — пока загадка, Эстеррейх не единственная версия. Специалисты не теряют надежды найти какие-то новые документы, которые дали бы ответ.  

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+