18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Еще один образ матушки-императрицы

№70
Материал из газеты

Специалисты мастерской реставрации каменной и гипсовой скульптуры Государственного Русского музея завершили работу над бюстом Екатерины II, выполненным неизвестным мастером XVIII века

Фрагменты скульптуры в очень плохом состоянии хранились в фондах ГРМ с 1920-х годов. Скорее всего, мраморный бюст пострадал от вандалов во время революции. «Фактически это были два больших куска мрамора, очень сильно загрязненные и искалеченные, — рассказала нашему коррес­понденту Белла Топоркова, ведущий специалист мастерской. — Но очевидно было, что работа старая, не позднее XVIII века, и очень хотелось вернуть ей изначальный облик».

В собрании музея насчитывается не один десяток изображений Екатерины II, ее живописных и скульп­турных портретов. Самые известные бюсты были выполнены с натуры выдающимися мастерами своего времени: Этьеном Фальконе, Федотом Шубиным, Мари-Анн Колло. По мнению реставраторов, работа неизвестного мастера стилем и пластикой больше всего напоминает Иоганна Эстеррейха, работавшего во второй половине XVIII столетия. Его портрет императрицы также находится в собрании ГРМ.

Несколько лет назад реставратор Олег Иванов провел предварительные исследования, очистил мрамор от грязи, соединил оба фрагмента — торс и голову. К сожалению, Иванов не смог довести работу до конца: некоторое время назад он скончался от тяжелой болезни. Его коллеги решили завершить дело, начатое этим специалистом. «Количество утрат было огромное. Особенно пострадало лицо, — рассказала Белла Топоркова, — не было носа, губ, подбородка, левой брови. Детали выполнялись в пластилине, гипсе, в финале использовали мраморную крошку со связующими составами, соблюдая главный принцип современной реставрации — обратимость всех воссозданий».

Воссоздавая облик императрицы, Топоркова учитывала все скульптурные и живописные изображения, хранящиеся в фондах музея, а также пластику оригинальной работы. Каждый этап обсуждался на совете, в который входили искусствоведы и реставраторы. «Портретов Екатерины неизвестных мастеров довольно много, ее часто изображали как придворные живописцы и скульп­торы, так и приезжавшие в Россию зарубежные искатели чинов и карьеры, — говорит Елена Карпова, заведующая отделом скульптуры ГРМ. — Сама императрица довольно критично относилась к работам даже маститых авторов. В одном из писем она, например, напоминает Фальконе, какими слабыми бывают иногда его портреты». По мнению Карповой, бюст, отреставрированный музеем, вероятнее всего, был выполнен иностранным мастером. Кем — пока загадка, Эстеррейх не единственная версия. Специалисты не теряют надежды найти какие-то новые документы, которые дали бы ответ.  

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+