18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Дубы-колдуны помнят обо всем

№70
Материал из газеты

Инновационный метод датировки показал, что уникальный дом XV века в Уэльсе старше, чем считалось. После спасения от разрухи он еще послужит людям

Лето 2018 года в Британии выдалось на редкость жаркое и засушливое. Дубы, по-прежнему растущие на склонах уэльских холмов, сохранят память о нем в толще своей древесины — как и память о том дождливом лете, когда поток воды хлынул через заднюю дверь одного из самых старых жилых домов Великобритании, пронесся по плиточному полу и вырвался через переднюю дверь.

Между тем ученые в минувшем году впервые использовали инновационный метод датировки, основанный на анализе стабильных изотопов кислорода и углерода в древесине, попавших вместе с дождем в еще живое дерево, для определения возраста старинного здания. Исследование показало, что Льюин-Келин, удивительный и загадочный дом на холмах Блэк-Маунтинс в Уэльсе, был построен приблизительно в 1421 году, то есть более чем на полвека раньше, чем считалось прежде. Недавно дом, пребывавший в критическом состоянии, отреставрировала благотворительная организация Landmark Trust. Стоимость реставрации составила £4,2 млн. 

Новый метод позволяет установить возраст здания, когда данных письменных источников нет или они неполны, а дендрохронология — классический метод определения возраста дерева по годичным кольцам — не дает результатов из-за отсутствия подходящих образцов, как это было в случае Льюин-Келин. По предложению Дэна Майлса из дендрохронологической лаборатории Оксфордского университета образец отправили на анализ специалистам UK Oak Project, совместного исследовательского проекта географического факультета Университета Суонси и лаборатории археологии и истории искусства Оксфордского университета. Сопоставление результатов, полученных новым методом, с данными традиционной дендрохронологии дает возможность создать не простую систему датировки, а целую хронологию климатических изменений. Исследование показало, что дубы срубили зимой 1418–1419 и 1420–1421 годов, а значит, тогда же и был построен дом, поскольку по технологии того времени при строительстве использовалась непросушенная древесина.

Льюин-Келин включили в список охраняемых памятников высшей категории в 1950-е, после того как дом увидел один из инспекторов Министерства строительства, осознавший, какое сокровище стоит среди сельских построек возрастом не более 300 лет. Несмотря на запущенное состояние, по одному взгляду на него было ясно, что это не обычный сельский дом, а выдающийся памятник архитектуры с замечательной деревянной обшивкой и изысканной резьбой на дверных рамах. Историки полагают, что дом относился к некогда богатому и влиятельному монастырю Ллантони, хотя письменных подтверждений тому найти пока не удалось.

Последний раз здание серьезно перестраивали в 1700-х годах. В XIX столетии, в викторианскую эпоху, здесь появились обои с цветочным рисунком, а в ХХ веке в дом, по-прежнему жилой, провели электричество — но только в один угол. В 1990-е пришлось установить поддерживающую конструкцию, хотя и она уже находилась под угрозой обрушения к тому моменту, когда здание увидела директор Landmark Trust Анна Кий. По ее словам, это было «потрясающее, но очень пугающее» зрелище.

Последние обитатели дома, братья-фермеры Тревор и Линдон Пауэллы, родившиеся и выросшие здесь, покинули его в 2014 году, переехав в абсолютно новое здание и впервые в жизни оценив прелести центрального отопления.

Теперь дом, как и все остальные проекты Land­mark Trust, будет сам обеспечивать свое будущее за счет доходов от краткосрочной аренды. Реставрационные работы, включавшие также обустройство в служебных постройках экспозиции, посвященной местной истории, и хостела для туристов, стали 200-м, самым сложным и дорогостоящим, проектом Landmark Trust. Сотрудники организации продолжают архивные исследования в надежде обнаружить какой-нибудь документ, содержащий информацию о том, кто и с какой целью построил этот дом. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+