18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дубы-колдуны помнят обо всем

№70
Материал из газеты

Инновационный метод датировки показал, что уникальный дом XV века в Уэльсе старше, чем считалось. После спасения от разрухи он еще послужит людям

Лето 2018 года в Британии выдалось на редкость жаркое и засушливое. Дубы, по-прежнему растущие на склонах уэльских холмов, сохранят память о нем в толще своей древесины — как и память о том дождливом лете, когда поток воды хлынул через заднюю дверь одного из самых старых жилых домов Великобритании, пронесся по плиточному полу и вырвался через переднюю дверь.

Между тем ученые в минувшем году впервые использовали инновационный метод датировки, основанный на анализе стабильных изотопов кислорода и углерода в древесине, попавших вместе с дождем в еще живое дерево, для определения возраста старинного здания. Исследование показало, что Льюин-Келин, удивительный и загадочный дом на холмах Блэк-Маунтинс в Уэльсе, был построен приблизительно в 1421 году, то есть более чем на полвека раньше, чем считалось прежде. Недавно дом, пребывавший в критическом состоянии, отреставрировала благотворительная организация Landmark Trust. Стоимость реставрации составила £4,2 млн. 

Новый метод позволяет установить возраст здания, когда данных письменных источников нет или они неполны, а дендрохронология — классический метод определения возраста дерева по годичным кольцам — не дает результатов из-за отсутствия подходящих образцов, как это было в случае Льюин-Келин. По предложению Дэна Майлса из дендрохронологической лаборатории Оксфордского университета образец отправили на анализ специалистам UK Oak Project, совместного исследовательского проекта географического факультета Университета Суонси и лаборатории археологии и истории искусства Оксфордского университета. Сопоставление результатов, полученных новым методом, с данными традиционной дендрохронологии дает возможность создать не простую систему датировки, а целую хронологию климатических изменений. Исследование показало, что дубы срубили зимой 1418–1419 и 1420–1421 годов, а значит, тогда же и был построен дом, поскольку по технологии того времени при строительстве использовалась непросушенная древесина.

Льюин-Келин включили в список охраняемых памятников высшей категории в 1950-е, после того как дом увидел один из инспекторов Министерства строительства, осознавший, какое сокровище стоит среди сельских построек возрастом не более 300 лет. Несмотря на запущенное состояние, по одному взгляду на него было ясно, что это не обычный сельский дом, а выдающийся памятник архитектуры с замечательной деревянной обшивкой и изысканной резьбой на дверных рамах. Историки полагают, что дом относился к некогда богатому и влиятельному монастырю Ллантони, хотя письменных подтверждений тому найти пока не удалось.

Последний раз здание серьезно перестраивали в 1700-х годах. В XIX столетии, в викторианскую эпоху, здесь появились обои с цветочным рисунком, а в ХХ веке в дом, по-прежнему жилой, провели электричество — но только в один угол. В 1990-е пришлось установить поддерживающую конструкцию, хотя и она уже находилась под угрозой обрушения к тому моменту, когда здание увидела директор Landmark Trust Анна Кий. По ее словам, это было «потрясающее, но очень пугающее» зрелище.

Последние обитатели дома, братья-фермеры Тревор и Линдон Пауэллы, родившиеся и выросшие здесь, покинули его в 2014 году, переехав в абсолютно новое здание и впервые в жизни оценив прелести центрального отопления.

Теперь дом, как и все остальные проекты Land­mark Trust, будет сам обеспечивать свое будущее за счет доходов от краткосрочной аренды. Реставрационные работы, включавшие также обустройство в служебных постройках экспозиции, посвященной местной истории, и хостела для туристов, стали 200-м, самым сложным и дорогостоящим, проектом Landmark Trust. Сотрудники организации продолжают архивные исследования в надежде обнаружить какой-нибудь документ, содержащий информацию о том, кто и с какой целью построил этот дом. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+