Почти как при Фамусове

№70, февраль 2019
№70
Материал из газеты

В марте Музей современной истории России открывает для публики воссозданные интерьеры бывшего Английского клуба

Музей современной истории России на Тверской улице в Москве. Фото: Музей современной истории России
Музей современной истории России на Тверской улице в Москве.
Фото: Музей современной истории России

Главный архитектор проекта реставрации особняка Марина Горячева для начала констатирует: «Восстановить все помещения Английского клуба, какими они были до революции, все-таки нереально». Дело в том, что полукруглые боковые крылья дворца раньше были намного длиннее. В советское время Тверскую улицу стали расширять — некоторые старинные дома снесли, некоторые передвинули вглубь. Но подвинуть это здание, с его сложной планировкой, было невозможно, так что крылья просто укоротили и прикрыли новыми фасадами. Прежние фундаменты теперь скрывает асфальт. 

Поэтому в наши дни специалисты сосредоточились на том, чтобы восстановить уцелевшее. А старины в особняке на Тверской, по счастью, много. «Реставраторам тут работать большое удовольствие, сохранность очень хорошая», — говорит начальник музейного отдела по капитальному строительству и ремонту Андрей Кириллов, проводя экскурсию по обновленному и посвежевшему зданию. Бывший Английский клуб (официально для историков архитектуры — «Городская усадьба А.М.Хераскова — Л.К.Разумовского») — одно из немногих строений в Москве, где сохранилась допожарная деревянная стропильная система. В 1812 году дворцу просто повезло: новый владелец, граф Разумовский, как раз накануне войны затеял перестройку, сам вывез всю мебель и ценности, и дом стоял ободранным, не приспособленным для житья. Французы не захотели селиться на стройке — огонь и не вспыхнул.

Воссозданные интерьеры бывшего Английского клуба. Фото: Музей современной истории России
Воссозданные интерьеры бывшего Английского клуба.
Фото: Музей современной истории России

Благодаря этому реставраторы, которые работали тут с 2015 по 2018 год, обнаружили немало деталей, уцелевших еще с 1780-х, первого этапа строительства, даже обои того времени на стене. Впрочем, воссоздание фасадов и интерьеров все-таки выполнено с оглядкой на рубеж XIX–ХХ веков, когда здесь обитал прославленный московский Английский клуб. Наилучшая сохранность — у помещений в левом крыле, где до революции была читальня. В советское время музей разместил здесь библиотеку, поэтому до наших дней сохранилась даже дореволюционная мебель. Теперь посетители получат сюда доступ и увидят интерьеры XIX века: расписные потолки, лепнину, колонны искусственного мрамора. Их почистили, подновили, восполнили утраты. Основной массив работы от наших глаз скрыт, но он важен: в стенах от чердака шла сквозная трещина, которую удалось ликвидировать, кровля больше не протекает, фундамент усилен.

При подготовке проекта было обнаружено много архивных материалов, позволяющих восстанавливать здание в соответствии с историческими документами. Не обошлось и без исследования вопроса архитектурного авторства. Традиционно авторами второго этапа строительства считались Жилярди и Менелас. Как рассказала Марина Горячева, от послепожарного периода действительно сохранилось большое количество автографов Жилярди относительно достройки дворца — а вот документальных следов работы Менеласа так и не нашлось.

Воссозданные интерьеры бывшего Английского клуба. Фото: Музей современной истории России
Воссозданные интерьеры бывшего Английского клуба.
Фото: Музей современной истории России

Прогулка по обновленным интерьерам особняка на Тверской вселяет желание немедленно наполнить эти комнаты дамами в кринолинах, императорским фарфором и мебелью из карельской березы, а не экспонатами с ликами Владимира Ленина, Че Гевары и Бориса Ельцина. Эффект, помимо посвежевшей лепнины и заблестевшего мрамора, достигается тем, что изменился цвет стен во многих залах. Реставраторы делали зондажи, выясняя, какой именно колорит тут был «при царизме», и в ряде комнат решили восстановить сложные, деликатные оттенки. Кстати, эти зондажи в отдельных залах теперь можно увидеть: они законсервированы за стеклом в качестве своеобразных экспонатов. В экспонаты же превратились и некоторые вскрытые росписи.

Главной задачей, стоявшей перед реставрацией, по словам Кириллова, было, с одной стороны, максимально сохранить исторический облик и интерьеры здания, а с другой — не навредив, адаптировать их под современные нужды музея. С этим последним тоже все обстоит неплохо. Административные помещения вывели из особняка в «Красный дом» советского времени, замыкающий двор. Снесли перегородки, разделявшие кабинетики сотрудников. Благодаря этому открылись огромные, реально дворцовые пространства — музей получил большой конференц-зал и новый лекционный зал. В совокупности прибавилось около 350 кв. м. 

Модернизация тоже присутствует. Около «Инфернальной» Английского клуба (где в карты, случалось, проигрывали состояния) была «Ажидация» для кучеров с непарадной лестницей рядом. Ее давно разобрали, и теперь в старой лестничной клетке удалось установить лифт. Печные же каналы и воздуховоды использовали для прокладки современного инженерного оборудования.

Еще по старинным фотографиям восстановили облик фасадов внутреннего двора, который выходит на небольшой зеленый участок (раньше тут был гигантский парк, спускавшийся до Патриарших прудов). В 2020 году планируют открыть этот двор для публики. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+