18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Почти как при Фамусове

№70
Материал из газеты

В марте Музей современной истории России открывает для публики воссозданные интерьеры бывшего Английского клуба

Главный архитектор проекта реставрации особняка Марина Горячева для начала констатирует: «Восстановить все помещения Английского клуба, какими они были до революции, все-таки нереально». Дело в том, что полукруглые боковые крылья дворца раньше были намного длиннее. В советское время Тверскую улицу стали расширять — некоторые старинные дома снесли, некоторые передвинули вглубь. Но подвинуть это здание, с его сложной планировкой, было невозможно, так что крылья просто укоротили и прикрыли новыми фасадами. Прежние фундаменты теперь скрывает асфальт. 

Поэтому в наши дни специалисты сосредоточились на том, чтобы восстановить уцелевшее. А старины в особняке на Тверской, по счастью, много. «Реставраторам тут работать большое удовольствие, сохранность очень хорошая», — говорит начальник музейного отдела по капитальному строительству и ремонту Андрей Кириллов, проводя экскурсию по обновленному и посвежевшему зданию. Бывший Английский клуб (официально для историков архитектуры — «Городская усадьба А.М.Хераскова — Л.К.Разумовского») — одно из немногих строений в Москве, где сохранилась допожарная деревянная стропильная система. В 1812 году дворцу просто повезло: новый владелец, граф Разумовский, как раз накануне войны затеял перестройку, сам вывез всю мебель и ценности, и дом стоял ободранным, не приспособленным для житья. Французы не захотели селиться на стройке — огонь и не вспыхнул.

Благодаря этому реставраторы, которые работали тут с 2015 по 2018 год, обнаружили немало деталей, уцелевших еще с 1780-х, первого этапа строительства, даже обои того времени на стене. Впрочем, воссоздание фасадов и интерьеров все-таки выполнено с оглядкой на рубеж XIX–ХХ веков, когда здесь обитал прославленный московский Английский клуб. Наилучшая сохранность — у помещений в левом крыле, где до революции была читальня. В советское время музей разместил здесь библиотеку, поэтому до наших дней сохранилась даже дореволюционная мебель. Теперь посетители получат сюда доступ и увидят интерьеры XIX века: расписные потолки, лепнину, колонны искусственного мрамора. Их почистили, подновили, восполнили утраты. Основной массив работы от наших глаз скрыт, но он важен: в стенах от чердака шла сквозная трещина, которую удалось ликвидировать, кровля больше не протекает, фундамент усилен.

При подготовке проекта было обнаружено много архивных материалов, позволяющих восстанавливать здание в соответствии с историческими документами. Не обошлось и без исследования вопроса архитектурного авторства. Традиционно авторами второго этапа строительства считались Жилярди и Менелас. Как рассказала Марина Горячева, от послепожарного периода действительно сохранилось большое количество автографов Жилярди относительно достройки дворца — а вот документальных следов работы Менеласа так и не нашлось.

Прогулка по обновленным интерьерам особняка на Тверской вселяет желание немедленно наполнить эти комнаты дамами в кринолинах, императорским фарфором и мебелью из карельской березы, а не экспонатами с ликами Владимира Ленина, Че Гевары и Бориса Ельцина. Эффект, помимо посвежевшей лепнины и заблестевшего мрамора, достигается тем, что изменился цвет стен во многих залах. Реставраторы делали зондажи, выясняя, какой именно колорит тут был «при царизме», и в ряде комнат решили восстановить сложные, деликатные оттенки. Кстати, эти зондажи в отдельных залах теперь можно увидеть: они законсервированы за стеклом в качестве своеобразных экспонатов. В экспонаты же превратились и некоторые вскрытые росписи.

Главной задачей, стоявшей перед реставрацией, по словам Кириллова, было, с одной стороны, максимально сохранить исторический облик и интерьеры здания, а с другой — не навредив, адаптировать их под современные нужды музея. С этим последним тоже все обстоит неплохо. Административные помещения вывели из особняка в «Красный дом» советского времени, замыкающий двор. Снесли перегородки, разделявшие кабинетики сотрудников. Благодаря этому открылись огромные, реально дворцовые пространства — музей получил большой конференц-зал и новый лекционный зал. В совокупности прибавилось около 350 кв. м. 

Модернизация тоже присутствует. Около «Инфернальной» Английского клуба (где в карты, случалось, проигрывали состояния) была «Ажидация» для кучеров с непарадной лестницей рядом. Ее давно разобрали, и теперь в старой лестничной клетке удалось установить лифт. Печные же каналы и воздуховоды использовали для прокладки современного инженерного оборудования.

Еще по старинным фотографиям восстановили облик фасадов внутреннего двора, который выходит на небольшой зеленый участок (раньше тут был гигантский парк, спускавшийся до Патриарших прудов). В 2020 году планируют открыть этот двор для публики. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+