Раскрась Альгамбру воображением

№70, февраль 2019
№70
Материал из газеты

Новое исследование гранадской Альгамбры — высшего достижения мавританского искусства в Западной Европе

Альгамбра. Гранада, Испания. Фото: EPA/Miguel Angel Molina
Альгамбра. Гранада, Испания.
Фото: EPA/Miguel Angel Molina

По утверждению Ольги Буш, «исследования Альгамбры разнесены по разным дисциплинам, тогда как опыт тех, кто уже прошел часть исследовательского пути и остановился на постройках периода правления династии Насридов, говорит о том, что изучение должно быть комплексным». В основе книги лежит идея воссоздания «единой Альгамбры». Самое важное в этом процессе — воображаемое восстановление цвета сооружений, традиционно считавшихся неокрашенными. Но полихромность Львиного дворика вызывает шок!

Автор опирается на оптические теории Ибн аль-Хайсама (Аль-Хасана на Западе) и современные теории восприятия. В предлагаемой системе существенную роль играет эпиграфика: не только обычные молитвенные надписи, но и сочетание их с поэтическими образами, где неодушевленные предметы говорят от первого лица — так Альгамбра обращается к нам своим голосом, заставляющим трепетать.

Olga Bush. Reframing the Alhambra: Architecture, Poetry, Textiles and Court Ceremonial. Edin­burgh Universi­ty Press. 344 с. £95. На английском языке
Olga Bush. Reframing the Alhambra: Architecture, Poetry, Textiles and Court Ceremonial. Edin­burgh Universi­ty Press. 344 с. £95. На английском языке

Принятие Ольгой Буш теорий заранее спланированной комплексной гео­метрии, где все основано на единичном «корневом» элементе, не вызывает особого восторга. Также автор присоединяется к хору историков искусства, обсуждающих «некое созерцание». Однако воссоздание процессов паузы, созерцания и толкования, происходивших в уме средневекового мусульманина, — занятие сродни погоне за радугой.

Эти идеи почерпнуты из работ старейшего исследователя Альгамбры Антонио Фернандеса-Пуэртаса, но сокращены почти до неузнаваемости. Впрочем, Ольге Буш удается восстановить тонкую обогащающую контекстуальную культуру этого памятника и тем самым внести оригинальный вклад в жанр «Альгамбра».

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
4
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
5
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Современные художники в исторических декорациях
Одним из самых ярких событий Венецианской биеннале стала выставка Ансельма Кифера во Дворце дожей. Вспоминаем, какие еще проекты современных художников показывали в исторических пространствах
29.04.2022
Современные художники в исторических декорациях
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+