Более 300 артефактов со дна Балтики пополнили Музейный фонд РФ

Специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества только в 2018 году обнаружили и обследовали почти 40 новых объектов

Работа специалистов Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) в районе острова Гогланд. Фото: Центр подводных исследований Русского географического общества
Работа специалистов Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) в районе острова Гогланд.
Фото: Центр подводных исследований Русского географического общества

Сотни затонувших в акватории Балтийского моря торговых и военных кораблей — источник пополнения Музейного фонда РФ. Только в минувшем, 2018 году Центр подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) обнаружил и провел обследование 38 новых подводных объектов.

Как сообщил корреспонденту The Art Newspaper Russia исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин, из 38 новых объектов 30 находятся в Финском заливе, 8 — в Белом море. В прошедшем году самые интенсивные и плодотворные исследования специалисты центра провели в районе острова Гогланд. Здесь на глубине почти 60 м был обнаружен английский кеч — небольшое двухмачтовое торговое судно, затонувшее у российских берегов во второй половине XIX века. На его палубе были найдены фабричные клети с английским фаянсом, за что судно получило у археологов кодовое название «Посудник».

Реставрация обнаруженной под водой Библии. Фото: Центр подводных исследований Русского географического общества
Реставрация обнаруженной под водой Библии.
Фото: Центр подводных исследований Русского географического общества

«За одну летнюю экспедицию нам не удалось полностью обследовать находку, — рассказал Сергей Фокин. — Мы не проникли в трюмы и не знаем, что вез корабль в Санкт-Петербург, мы не знаем даже его точного названия и порта приписки — предстоят еще серьезные изыскания в архиве. Этим летом мы продолжим его обследование».

По мнению подводных археологов, обнаруженная посуда, скорее всего, не была задекларирована и моряки собирались сами продать ее в российской столице. На чашках и тарелках стоит маркировка «1856 год», модный в то время рисунок «под Китай» нанесен не вручную, а методом деколи (переводные картинки). Археологи ЦПИ РГО привезли с «Посудника» более 200 предметов.

На палубе затонувшего корабля найдены фабричные клети с английским фаянсом, за что судно получило у археологов кодовое название «Посудник». Фото: Центр подводных исследований Русского географического общества
На палубе затонувшего корабля найдены фабричные клети с английским фаянсом, за что судно получило у археологов кодовое название «Посудник».
Фото: Центр подводных исследований Русского географического общества

Кроме того, они обнаружили на палубе явные следы попытки разграбить судно, которая не удалась «черным копателям», скорее всего, из-за большой глубины и сложных погодных условий в этом регионе Балтики. «Разграбление судов, к сожалению, до сих пор проблема, — отмечает Сергей Фокин. — Мы предпринимаем некоторые меры для охраны находок, и в последнее время фактов грабежа стало меньше».

Также в прошедшем году с палубы фрегата «Олег», затонувшего в 1879 году, подняли сохранившуюся корабельную пушку. Летом продолжились и подводные раскопки немецкого торгового судна «Архангел Рафаил», приписанного к порту Любек. Оно было затерто льдами осенью 1724 года у южных берегов Балтики. Археологические работы на нем ведутся уже несколько лет, и каждый год приносит интереснейшие находки. Ими пополняется коллекция «Контрабанда. Три века под водой», которую выставляли и в штаб-квартире РГО в Санкт-Петербурге, и в Национальном центре управления обороной РФ в Москве. Часть находок экспонировалась в Ораниенбауме. Куртка и матросские штаны, найденные на «Архангеле Рафаиле», переданы в коллекцию Государственного Эрмитажа.

Фотоплан английского судна, получившего название «Посудник». Фото: Центр подводных исследований Русского географического общества
Фото: английского судна, получившего название «Посудник». Фото: Центр подводных исследований Русского географического общества

По словам Романа Прохорова, археолога, реставратора и водолаза-исследователя, все обнаруженные летом артефакты сейчас описываются и передаются на учет в Музейный фонд РФ. «Некоторым находкам требуется реставрация, — рассказал он. — В Кронштадте есть своя мастерская, которая занимается реставрацией предметов подводной археологии, а местный музей охотно принимает их в свою коллекцию».

По планам РГО самые интересные артефакты, обнаруженные в Балтийском море подводными археологами, будущим летом отправятся на временную выставку в Международный морской музей Гамбурга.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+