Более 300 артефактов со дна Балтики пополнили Музейный фонд РФ

Специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества только в 2018 году обнаружили и обследовали почти 40 новых объектов

Работа специалистов Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) в районе острова Гогланд. Фото: Центр подводных исследований Русского географического общества
Работа специалистов Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) в районе острова Гогланд.
Фото: Центр подводных исследований Русского географического общества

Сотни затонувших в акватории Балтийского моря торговых и военных кораблей — источник пополнения Музейного фонда РФ. Только в минувшем, 2018 году Центр подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) обнаружил и провел обследование 38 новых подводных объектов.

Как сообщил корреспонденту The Art Newspaper Russia исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин, из 38 новых объектов 30 находятся в Финском заливе, 8 — в Белом море. В прошедшем году самые интенсивные и плодотворные исследования специалисты центра провели в районе острова Гогланд. Здесь на глубине почти 60 м был обнаружен английский кеч — небольшое двухмачтовое торговое судно, затонувшее у российских берегов во второй половине XIX века. На его палубе были найдены фабричные клети с английским фаянсом, за что судно получило у археологов кодовое название «Посудник».

Реставрация обнаруженной под водой Библии. Фото: Центр подводных исследований Русского географического общества
Реставрация обнаруженной под водой Библии.
Фото: Центр подводных исследований Русского географического общества

«За одну летнюю экспедицию нам не удалось полностью обследовать находку, — рассказал Сергей Фокин. — Мы не проникли в трюмы и не знаем, что вез корабль в Санкт-Петербург, мы не знаем даже его точного названия и порта приписки — предстоят еще серьезные изыскания в архиве. Этим летом мы продолжим его обследование».

По мнению подводных археологов, обнаруженная посуда, скорее всего, не была задекларирована и моряки собирались сами продать ее в российской столице. На чашках и тарелках стоит маркировка «1856 год», модный в то время рисунок «под Китай» нанесен не вручную, а методом деколи (переводные картинки). Археологи ЦПИ РГО привезли с «Посудника» более 200 предметов.

На палубе затонувшего корабля найдены фабричные клети с английским фаянсом, за что судно получило у археологов кодовое название «Посудник». Фото: Центр подводных исследований Русского географического общества
На палубе затонувшего корабля найдены фабричные клети с английским фаянсом, за что судно получило у археологов кодовое название «Посудник».
Фото: Центр подводных исследований Русского географического общества

Кроме того, они обнаружили на палубе явные следы попытки разграбить судно, которая не удалась «черным копателям», скорее всего, из-за большой глубины и сложных погодных условий в этом регионе Балтики. «Разграбление судов, к сожалению, до сих пор проблема, — отмечает Сергей Фокин. — Мы предпринимаем некоторые меры для охраны находок, и в последнее время фактов грабежа стало меньше».

Также в прошедшем году с палубы фрегата «Олег», затонувшего в 1879 году, подняли сохранившуюся корабельную пушку. Летом продолжились и подводные раскопки немецкого торгового судна «Архангел Рафаил», приписанного к порту Любек. Оно было затерто льдами осенью 1724 года у южных берегов Балтики. Археологические работы на нем ведутся уже несколько лет, и каждый год приносит интереснейшие находки. Ими пополняется коллекция «Контрабанда. Три века под водой», которую выставляли и в штаб-квартире РГО в Санкт-Петербурге, и в Национальном центре управления обороной РФ в Москве. Часть находок экспонировалась в Ораниенбауме. Куртка и матросские штаны, найденные на «Архангеле Рафаиле», переданы в коллекцию Государственного Эрмитажа.

Фотоплан английского судна, получившего название «Посудник». Фото: Центр подводных исследований Русского географического общества
Фотоплан английского судна, получившего название «Посудник».
Фото: Центр подводных исследований Русского географического общества

По словам Романа Прохорова, археолога, реставратора и водолаза-исследователя, все обнаруженные летом артефакты сейчас описываются и передаются на учет в Музейный фонд РФ. «Некоторым находкам требуется реставрация, — рассказал он. — В Кронштадте есть своя мастерская, которая занимается реставрацией предметов подводной археологии, а местный музей охотно принимает их в свою коллекцию».

По планам РГО самые интересные артефакты, обнаруженные в Балтийском море подводными археологами, будущим летом отправятся на временную выставку в Международный морской музей Гамбурга.

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+