18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лиссабон: искусство, солнце, ностальгия

№70
Материал из газеты

В феврале жизнь в Португалии еще предсказуема, туристов пока мало, а прекрасное здесь кругом всегда

В португальском языке есть слово descansar — «отдыхать», слово важное и многое в этой стране объясняющее. Так, «отдыхать» в середине дня могут небольшие продуктовые магазинчики, кафе, книжные лавки — да все что угодно. Подойдешь к двери — а там бумажка с надписью от руки, мол, извините, отдыхаем. Притом точные часы этого отдыха вам никто не скажет, но в летний зной шансы столкнуться с descansar увеличиваются в разы. Одна моя подруга с приехавшей на несколько дней мамой решили пройтись по условному списку «десять мест в Лиссабоне, которые должен посетить каждый» и, конечно же, отправились в монастырь Жеронимуш — одну из немногих сохранившихся грандиозных построек, хрестоматийный памятник позднеготического стиля мануэлино (национальный вариант Ренессанса, где в деталях то морская звезда покажется, то носок якоря из-под сводов мелькнет, а колонны овивают местами рваные рыболовные сети). Пришли они туда — а нужно сказать, что находится это в предместье Лиссабона — Белеме, куда ехать на электричке, — входят в монастырь, идут к главному «экспонату» — усыпальнице Васко да Гамы, а там бумажка, написанная от руки: «Извините, мощи Васко да Гамы отдыхают». 

В феврале жизнь в Португалии все же не столь непредсказуема. Местные еще достаточно собранны и готовы работать, туристов пока мало (а в отелях низкие цены), хотя погода уверенно стремится в весну: начинают цвести самые пунктуальные деревья, на одном перекрестке можно увидеть серфера в гидрокостюме и женщину в полушубке, солнца уже значительно больше, — и можно свободно гулять по городу, например, в поисках искусства, а прекрасное здесь и так кругом.

То, которое и искать не придется, — граффити. Лиссабонцы-миллениалы называют свой город столицей стрит-арта Европы, с чем лучше не спорить, пусть так и будет. Если вы случайно задремлете на лавочке, есть шанс проснуться с тегом. Художники разного калибра с жадностью расписывают свободные части стен и то, что попадется под руку. Азулежу (традиционные изразцы) не трогают: святое. 

Вообще, даже в центре города часто можно встретить законсервированные дома с заложенными кирпичной кладкой окнами и дверями: жить в них уже невозможно, реставрировать бессмысленно, а снести дорого. Вот и стоят эти истуканы, больше напоминающие склепы былого величия империи, без дела, и власти города мудро решили отдать их под работы уличных художников. Только в Лиссабоне проводится несколько стрит-арт-фестивалей, после которых на стенах, в переходах и на этих бетонно-кирпичных коробках появляются муралы художников со всего света. Для более интересующихся жанром есть, например, галерея Underdogs и одноименный магазин прямо у реки Тежу, за зданием вокзала.

Чтоб найти галерею в Лиссабоне, достаточно лишь смотреть по сторонам. На относительно небольшой город здесь их более 30, и разбросаны они по всем районам, преимущественно продвигают местных и бразильских художников. Обежать все за пару дней не удастся, поэтому оптимальный способ посмотреть всех лучших — приехать в мае на (нет, не единственную) ярмарку ARCOlisboa, которую, например, в прошлом году открыл премьер-министр страны Антониу Кошта. Согласитесь, факт для поддержки арт-бизнеса красноречивый, современное искусство первые лица страны и культуры здесь «черным квадратиком» не назовут.

Еще одно важное слово, которое на другие языки с португальского не перевести (по мнению, конечно, самих португальцев), — saudade. Что-то среднее между светлой печалью и ностальгией по утраченному. Тоска? Очень близко. Общепринятое место для поисков saudade, где это странное чувство культивировано и монетизировано, — район Алфама; там зародился музыкальный жанр про высокохудожественное страдание — фаду. Дают здесь его пропорционально с катарсисом каждый вечер и в каждом небольшом баре (не ходите в центр района, идите на его окраину, например в Boteco de Fa, — здесь нараспев переживают местные для местных), но есть для русского человека, который ищет то самое saudade, место более подходящее — Музей Галуста Гюльбенкяна. Армянский константинополец, британский финансист, впоследствии осевший в Португалии меценат известен нам прежде всего как основной покупатель коллекции Эрмитажа, которую зашедшая во дворец грязными сапогами советская власть по безумию решила в начале 1930-х распродавать. Теперь тут «наши», «родные» «Портрет Елены Фурман» Рубенса, «Портрет старика» Рембрандта, работы Жан-Антуана Гудона с бликами не щадящего петербургского, а яркого португальского солнца. Вот где она, та самая светлая печаль и ностальгия по утраченному. Пережить все это можно в прекрасно разбитом парке, окружающем музей. Здесь золотые карпы в прудах, утки-альбиносы, красноухие черепахи и спрятанные в кустах модернистские скульптуры. Не Дворцовая площадь, конечно, но тоже неплохо.

Самый новый музей Лиссабона — Музей искусства, архитектуры и технологии (MAAT). За последние годы он стал самым тиражируемым в социальных сетях зданием, и справедливо. Проект Аманды Ливит — белоснежная волна, облицованная керамической плиткой, прямо на берегу реки Тежу с открыточным видом на мост 25 Апреля. Может сложиться впечатление, что у музея людей больше, чем внутри. Так и есть. Не каждая выставка может посоперничать с открывающимся отсюда видом. Поднимитесь на музейную крышу, посмотрите, как река впадает в Атлантический океан, а потом уже зайдите в сам музей, где до апреля еще будет открыта выставка японца Тадаси Каваматы — огромная инсталляция из того, что из этого океана и достали: пластика, покрышек, бутылей.

На другом берегу реки возвышается над Лиссабоном статуя Христа — уменьшенная на 10 м копия символа Рио-де-Жанейро, установленная на пожертвования португальских матерей в знак признательности тому самому герою монумента за то, что их сыновья во Второй мировой войне не участвовали. Вдаваться в подробности не будем, хоть и участие может быть разным. Посмотрите на нее, если интересна христианская иконография в португальском искусстве, развернитесь от Тежу и идите в Национальный музей старого искусства. Здесь, совсем недалеко, до марта открыта выставка Мануэля Диаша, скульптора, к имени которого всегда добавляют «создатель Христов», что, согласитесь, для католической культуры — титул. Большинство деревянных работ мастера, который погиб во время сильнейшего лиссабонского землетрясения 1755 года, если не было разрушено в том же землетрясении, то сгорело при последовавшем пожаре. А то, что не сгорело, унесло в океан после окончательно смывшего исторический центр города цунами. Одним словом, выставка, буквально собранная по крупицам, к посещению обязательна, как и любые выставки в музеях города, особенно в первое воскресенье месяца — день, когда вход бесплатный для всех. Согласитесь, вдвойне приятно, когда descansar еще и экономный.  


Музей искусства, архитектуры и технологии (МААТ)

www.maat.pt

Открытый в 2016 году музей включает в себя реконструированное здание электростанции начала ХХ века и современный корпус, построенный по проекту архитектора Аманды Ливит. Устраивает выставки современного искусства, дизайна, архитектуры и новых технологий. 
«Тадаси Кавамата. Перелив» 
До 1 апреля

Национальный музей старого искусства

www.museudearteantiga.pt

Крупнейшее в городе собрание европейского искусства с XIV века по 1820 год с первыми именами и работами португальских мастеров. Здание было построено для монастыря Святого Франциска, а когда коллекция его переросла — достроен новый корпус.
«Мануэль Диаш. Создатель Христов. Скульптура» 
До 3 марта 

Underdogs

www.under-dogs.net

Галерея современного искусства и стрит-арта в районе Braço de Prata, которая устраивает по несколько групповых и персональных выставок в год, а также одноименный магазин в центре города с возможностью купить тиражные работы художников, выпить кофе или послушать лекцию. 
Браулио Амадо. «2800 — 10009»
До конца февраля

Музей Галуста Гюльбенкяна

www.gulbenkian.pt

Коллекция европейского изобразительного искусства, памятников восточного и античного искусства, собранная в 1-й половине XX века Галустом Гюльбенкяном, и большие временные выставки, в том числе современного искусства и дизайна.
«Франсиско Тропа. Римские древности из Португалии и современная скульптура» 
С 21 февраля по 3 июня

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+