Изобретателю наркоза и гипсовой повязки

№70, февраль 2019
№70
Материал из газеты

Единственный в России Военно-медицинский музей, расположенный в Петербурге, начал «перезагрузку» постоянной экспозиции с возрождения музея Пирогова — основателя военно-полевой хирургии

Военно-медицинский музей, Санкт-Петербург. Фото: Военно-медицинский музей
Военно-медицинский музей, Санкт-Петербург.
Фото: Военно-медицинский музей

Первый музей Николая Пирогова (1810–1881) был открыт в Петербурге 26 октября 1897 года. Это был «нацпроект», средства собирали всем миром, создание музея патронировал министр финансов Сергей Витте. Для мемориала выделили выигрышный участок на берегу Невы, на Пироговской набережной. Здание «госпитального провиантского магазина» было перестроено в представительный дворец медицины по проекту архитектора Виктора Шрётера. Это был не только мемориальный музей, но и научный центр с библиотекой по медицине. Там же работало Русское хирургическое общество, выступали с лекциями Сергей Боткин, Роман Вреден, Николай Склифософский и другие знаменитые врачи. После революции музей менял названия, стал военно-санитарным, в итоге был передан расположенной рядом Военно-медицинской академии. Музейное собрание рассеялось по кафедрам.

Экспозиция Военно-медицинского музея. Фото: Военно-медицинский музей
Экспозиция Военно-медицинского музея.
Фото: Военно-медицинский музей

Военно-медицинский музей Министерства обороны СССР был создан в Москве в 1942 году, через пять лет его перевели в Ленинград, и он занял военный городок около Витебского вокзала, в том числе классицистическое здание лазарета Семеновского полка. Первый начальник музея Алексей Максименков добился передачи новому учреждению культуры подлинных вещей и книг Николая Пирогова.

Возврат пироговского музея на старое место поначалу не обсуждался, а в 1969 году при строительстве гостиницы «Ленинград» историческое здание на Пироговской набережной было снесено, и вопрос решился сам собой. Но оказалось, что непросто показать пироговский музей и в комплексе у Витебского вокзала. Около 30 лет назад было поставлено на капремонт здание лазарета; работы не завершены по сей день. Музей занимает всего несколько залов, рядом с фондохранилищем. Нынешняя экспозиция была создана в 2001 году с акцентом на детские и просветительские программы.

Атлас «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное человеческое тело в трех направлениях». Фрагмент. Фото: Военно-медицинский музей
Атлас «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное человеческое тело в трех направлениях». Фрагмент.
Фото: Военно-медицинский музей

 2018-м проект «Белка и Стрелка: космические герои» получил премию «Музейный Олимп» как лучшая детская выставка.
Тем не менее музейщики понимали: нужна «перезагрузка». Новый музей Пирогова не стал воссозданием буквальным — скорее, это попытка показать несколько десятков самых интересных предметов. Дизайнер Борис Бейдер выбрал бордовый цвет стен, напоминающий прежний музей. В этом пространстве сосуществуют интересные медикам рукописи лекций на латыни и немецком, «Начала общей военно-полевой хирургии», написанные во время Крымской войны, карманный набор хирургических инструментов. И интересные всем треуголка Пирогова, французский орден и немецкая медаль, полученные им за одну франко-прусскую войну 1870–1871 годов, картина Ильи Репина «Приезд Н.И.Пирогова в Москву на свой 50-летний юбилей» (1881).

Абсолютный хит экспозиции — книга посещений усыпальницы Пирогова в его усадьбе Вишня в Винницкой области (там до сих пор сохраняется забальзамированное тело ученого). На обложке — строгий штамп «Изъята в мае 1945 года». Первая запись датирована июнем 1921 года. Посетители — выпускники Одесской медицинской академии. К 1942 году относится несколько автографов на немецком языке. Последняя запись сделана 6 мая 1945 года — отметились профессора из Еревана, Киева, Ленинграда и Харькова. 

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
4
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
5
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
6
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+