Под маской арлекинов — Сомов, Сапунов, Судейкин

№70, февраль 2019
№70
Материал из газеты

Выставка в Третьяковке посвящена творчеству трех художников Серебряного века, для каждого из которых фигура Арлекина была знаковой

Константин Сомов. «Орнаментальный мотив с маской. Заставка к книге маркизы». 1907. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Константин Сомов. «Орнаментальный мотив с маской. Заставка к книге маркизы». 1907.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Персонаж комедии дель арте, насмешник, провокатор, трикстер, скрывающий лицо за маской, был одним из любимых персонажей русского модерна. Художники часто обращались к этому образу, изображали и себя, и друг друга в образе Арлекина. Автора роскошных живописных букетов Николая Сапунова друзья так и величали — «неугомонным бездомным, бродячим художником-арлекином». Сапунов в свою очередь русифицировал комедию дель арте, создав пародию на особенности национального характера, наделив Коломбин и Арлекинов выраженными лубочными чертами. Для Судейкина Арлекин стал чем-то вроде альтер-эго, он сам себя изображал в образе этого экстравагантного персонажа, которому дозволено то, что недоступно другим. Константина Сомова вдохновлял галантный век, куртуазный, изысканный и раскрепощенный. 

Николай Сапунов. «Ряженые». 1908. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Николай Сапунов. «Ряженые». 1908.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

На выставке можно увидеть как травестийные образы — Сомов любил наряжать своих героев в старинные наряды, так и серию портретов современников — поэтов, художников и прочей богемы. Сомов — один из немногих художников, которые виртуозно владели пастелью, подражая французским мастерам, чтобы достоверно передать припудренную игривую атмо­сферу ушедшего века. В экспозиции и печатная графика, переживавшая на рубеже веков свой ренессанс. Она представлена не только и не столько в иллюстрациях, сколько в виньетках, заставках, концовках, тоже удивительно созвучных времени. 

Государственная Третьяковская галерея
Арлекины Серебряного века
До 19 мая

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+