Под маской арлекинов — Сомов, Сапунов, Судейкин

№70, февраль 2019
№70
Материал из газеты

Выставка в Третьяковке посвящена творчеству трех художников Серебряного века, для каждого из которых фигура Арлекина была знаковой

Константин Сомов. «Орнаментальный мотив с маской. Заставка к книге маркизы». 1907. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Константин Сомов. «Орнаментальный мотив с маской. Заставка к книге маркизы». 1907.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Персонаж комедии дель арте, насмешник, провокатор, трикстер, скрывающий лицо за маской, был одним из любимых персонажей русского модерна. Художники часто обращались к этому образу, изображали и себя, и друг друга в образе Арлекина. Автора роскошных живописных букетов Николая Сапунова друзья так и величали — «неугомонным бездомным, бродячим художником-арлекином». Сапунов в свою очередь русифицировал комедию дель арте, создав пародию на особенности национального характера, наделив Коломбин и Арлекинов выраженными лубочными чертами. Для Судейкина Арлекин стал чем-то вроде альтер-эго, он сам себя изображал в образе этого экстравагантного персонажа, которому дозволено то, что недоступно другим. Константина Сомова вдохновлял галантный век, куртуазный, изысканный и раскрепощенный. 

Николай Сапунов. «Ряженые». 1908. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Николай Сапунов. «Ряженые». 1908.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

На выставке можно увидеть как травестийные образы — Сомов любил наряжать своих героев в старинные наряды, так и серию портретов современников — поэтов, художников и прочей богемы. Сомов — один из немногих художников, которые виртуозно владели пастелью, подражая французским мастерам, чтобы достоверно передать припудренную игривую атмо­сферу ушедшего века. В экспозиции и печатная графика, переживавшая на рубеже веков свой ренессанс. Она представлена не только и не столько в иллюстрациях, сколько в виньетках, заставках, концовках, тоже удивительно созвучных времени. 

Государственная Третьяковская галерея
Арлекины Серебряного века
До 19 мая

Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
5
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
6
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+