Графика Тышлера, Анненкова и Рабина выставлена на торги за 1 рубль

На аукционе «Литфонда» 26 января у покупателей есть шанс предложить свою цену за карандашный портрет Анны Ахматовой Александра Тышлера, рисунок гуся от Кукрыниксов, пастель «Интимный интерес» Анатолия Зверева и многое другое

Анатолий Зверев. «Интимный интерес». 1959.  Эстимейт: 1 руб. Фото: «Литфонд»
Анатолий Зверев. «Интимный интерес». 1959.  Эстимейт: 1 руб.
Фото: «Литфонд»

В каталоге аукциона 26 января представлено 270 лотов, среди которых гравюры XVIII века, работы русских классиков вроде Владимира Маковского, Альберта Бенуа и Филиппа Малявина, советская графика, современные произведения и предметы декоративно-прикладного искусства. Вполне традиционный набор для московского аукциона, главное отличие заключается в отсутствии эстимейтов, участникам предлагается самостоятельно формировать цену на каждый лот в конкурентной борьбе.

В каталоге предстоящего аукциона можно найти произведения на любой вкус, в частности ностальгические виды Москвы 1950–1970-х годов Валентины Алимовой и Михаила Маторина, эстетские рисунки Юрия Анненкова и Константина Рудакова, тиражные работы Эрнста Неизвестного и Оскара Рабина, коллаж Сергея Параджанова «Мона Лиза», фаянсовую тарелку 1925 года «Ленин умер, но заветы его живы» или абстрактный рисунок Франциско Инфанте-Арана «Вариант № 14» 1964 года. 

Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов). «Гусь». 1933. Эстимейт: 1 руб. Фото: «Литфонд»
Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов). «Гусь». 1933. Эстимейт: 1 руб.
Фото: «Литфонд»

Есть несколько работ, чья необычная судьба заслуживает отдельного рассказа. Например, пастель Анатолия Зверева под названием «Интимный интерес», подписанная и датированная 1959 годом, происходит из собрания знаменитого коллекционера Георгия Костаки. Часть рисунка (считается, что это автопортрет) не сохранилась: лист обгорел. Это одна из немногих работ, уцелевших во время пожара на даче Костаки в Баковке весной 1976 года. «Гусь» 1933 года, забавный рисунок Кукрыниксов, творческого союза карикатуристов Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова (оставим за скобками вопрос, как сделать набросок втроем), — это подарок актеру Дмитрию Кара-Дмитриеву, что подтверждает надпись на обороте. 

Значительную шумиху в СМИ вызвало появление на торгах карандашного портрета Анны Ахматовой, выполненного Александром Тышлером. Поэтессу и художника связывала многолетняя дружба, однако Тышлер лишь однажды создает цикл графических портретов Ахматовой, в 1943 году в Ташкенте, где оба оказались в эвакуации. Именно к этой серии относится рисунок из каталога аукциона «Литфонда». Интерес прессы легко понять: великий художник изображает великую Ахматову — и вдруг обескураживающая «цена», всего 1 руб. Нам представляется, что это прекрасный рекламный ход «Литфонда», и рисунок в конце концов будет продан по рыночной стоимости.

Александр Тышлер. «Портрет А.А.Ахматовой». 1943. Эстимейт: 1 руб. Фото: «Литфонд»
Александр Тышлер. «Портрет А.А.Ахматовой». 1943. Эстимейт: 1 руб.
Фото: «Литфонд»

Аукционный дом «Литфонд» проводит торги живописи, графики и предметов декоративного искусства по системе «все по рублю» с весны 2018 года. Уже первый такой аукцион показал, что привлекательный старт только подстегивает азарт участников, а серьезные работы все равно достигают значительных цен. Крошечный ранний рисунок Василия Кандинского ушел тогда за 650 тыс. руб., а фарфоровые чашка с блюдцем 1920-х годов, расписанные по эскизу Александры Щекатихиной-Потоцкой, — почти за миллион (950 тыс. руб.).

В комментарии для The Art Newspaper Russia генеральный директор «Литфонда» Сергей Бурмистров отметил, что «такая система позволяет показать реальную точку с ценой, где встречаются спрос и предложение». «По итогам прошлого года мы можем сказать, что продажи выросли в 2–2,5 раза. Владельцы довольны, когда их работы продаются, поэтому, увидев реальные результаты, продавцы приходят к нам снова. Кроме того, „рублевые аукционы“ позволяют нам и всем участникам рынка увидеть истинное положение дел. Экономическая ситуация такова, что цены постоянно меняются, пока, к сожалению, в сторону понижения. Продавцы не успевают психологически приспособиться к меняющемуся рынку, и данная система, несомненно, всем нам помогает в этом. Еще один момент, аукцион — это все-таки шоу. Когда ты сидишь в аукционном зале и раз за разом слышишь фразу аукциониста „лот снят“, у тебя чаще всего пропадает желание что-либо покупать. Мы предлагаем людям игру и видим, что многие с удовольствием в нее включаются», — рассказал гендиректор «Литфонда».

Сергей Бурмистров пояснил, что при подготовке таких аукционов резервные цены (это сумма, ниже которой лот не может быть продан, по договору с владельцем произведения) серьезно корректируются или даже полностью снимаются. На торгах 26 января он посоветовал обратить внимание на большую подборку произведений советского неофициального искусства и заметил, что в целом интерес коллекционеров в последнее время сильно сдвинулся в сторону искусства второй половины ХХ века.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+