18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Москве простились с искусствоведом Михаилом Алленовым

Крупнейшего специалиста по русскому искусству XIX — начала XX века отпели сегодня в храме Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее

Как сообщил деканат исторического факультета Московского государственного университета, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории отечественного искусства Михаил Алленов ушел из жизни 21 декабря.

В редакции The Art Newspaper Russia и среди авторов газеты много учеников Михаила Михайловича, все мы вспоминаем о нем с глубоким уважением и восхищением. Приносим наши соболезнования семье и коллегам выдающегося ученого.

Михаил Алленов окончил исторический факультет МГУ в 1964 году, затем работал в Государственной Третьяковской галерее. С 1968 года вся его жизнь была связана с кафедрой истории отечественного искусства исторического факультета. В 2014 году ему было присвоено звание «заслуженный профессор Московского университета».

Как сообщает деканат исторического факультета Московского государственного университета, крупнейший специалист по русскому искусству XIX — начала XX века, Михаил Алленов был одним из наиболее авторитетных российских ученых, пользующихся также международным признанием как специалист в этой области. Многие из его книг, в том числе монографии о творчестве крупнейших русских художников Михаила Врубеля, Александра Иванова, Ильи Машкова, Василия Сурикова, Павла Федотова, давно признаны классическими. Он является автором целого ряда основополагающих работ, книг, научных статей и проблематических эссе. Его неординарные выступления на научных конференциях всегда вызывали живой интерес коллег и привлекали молодежь, стимулируя дальнейшее развитие науки о русском искусстве.

Воистину плодотворной была педагогическая деятельность Михаила Алленова в стенах университета. Он читал общие и специальные курсы лекций, вел семинарские занятия, руководил спецсеминаром. Многие годы Михаил Михайлович был руководителем учебно-ознакомительной практики для студентов-искусствоведов в Санкт-Петербурге, и эта практика вспоминается как «головокружительная». Уникальный опыт параллельного изучения искусства и литературы позволил ему разработать ряд новых курсов, связанных с общими закономерностями и специфическими особенностями русского искусства. Яркий преподаватель, блестящий лектор, влюбленный в искусство, внимательный научный руководитель, Михаил Алленов являлся научным консультантом докторских диссертаций, руководил дипломными работами студентов и деятельностью иностранных стажеров. Под его руководством защищено полтора десятка кандидатских диссертаций.

Он был Учителем для очень многих, по праву считался главой университетской школы по изучению русского искусства XIX — начала XX века, пользовался глубоким уважением и любовью студентов и коллег.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+