18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Право Романовых на царство укреплено

Завершена очистка и укрепление Утвержденной грамоты об избрании на царство Михаила Романова из Российской государственной библиотеки

На сегодняшний день существуют два экземпляра подлинной Утвержденной грамоты об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова в 1613 году, важнейшего государственного документа, подтверждающего законность власти Романовых.

Один из них находится в Музеях Кремля, второй — в Российской государственной библиотеке (РГБ). Экземпляр из Кремля сохранился в форме листа, а экземпляр из РГБ — в виде свитка со всеми элементами оформления, в том числе с печатями и шитьем, фактически в таком же виде, в каком он существовал в начале XX века, когда происходила предыдущая реставрация.

К 400-летию дома Романовых готовилась масштабная выставка, на которой организаторы предполагали представить свиток Утвержденной грамоты из РГБ. Для диагностики ее состояния в фонды отдела рукописей РГБ пригласили сотрудников отдела реставрации рукописей и графики Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР). Даже первоначальный осмотр показал, что экспонировать грамоту невозможно, требовалась серьезная реставрация, которую и инициировала РГБ. Финансовую поддержку проекту оказал благотворительный фонд «Ренова». Оформление документов для реставрации затянулось, и представить грамоту на юбилейной выставке не удалось. Но сейчас работа, которую выполняли специалисты отдела реставрации рукописей и графики ГосНИИР, завершена.

«Мы провели предварительное исследование и поняли, что документ нуждается в первую очередь в глубокой очистке и укреплении бумажного слоя, — рассказала художник-реставратор Елена Фролова, заведующая отделом реставрации рукописей и графики ГосНИИР, выполнившая эту работу. — Первым нашим шагом стал демонтаж свитка на отдельные сегменты, с которыми мы потом и работали». Грамота была полностью развернута, все детали — бумажная основа, чернила, золото, многочисленные заклейки — тщательно изучены под лупой и микроскопом. На каждом этапе реставрации проводилась поэтапная диагностика состояния бумажной основы, качества клеев, сохранности золота, чернил, пергамента кустодии и печатей, корректировалась методика. Для укрепления бумаги и красочного слоя, для увлажнения и подклейки были использованы только профессиональные апробированные реставрационные материалы, исключительно натуральные.

Реставрация продолжалась год и осложнялась большими размерами объекта, использованием железо-галловых чернил с лицевой и оборотной стороны и наличием золота, прочность связи которого с бумажной основой была нарушена многочисленными механическими повреждениями бумаги.

«Все работы были благополучно произведены без использования современных синтетических материалов, — говорит Елена Фролова. — Подклеены все разрывы и сломы, шитье, на котором крепятся печати, было укреплено. В результате нам удалось открыть фрагменты текста в конце свитка, закрытые предыдущими реставрациями».

Теперь грамота имеет экспозиционный вид, ее текст и оформление сохранены в полном объеме, и ее может читать любой ученый, исследователь, искусствовед.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+