Разум чувству не помеха

№69, декабрь-январь 2019
№69
Материал из газеты

Авангард и физика говорят об одном?

Василий Кандинский. Небесная голубизна. 1940. Национальный музей современного искусства – Центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду. Фото: Centre Pompidou
Василий Кандинский. Небесная голубизна. 1940. Национальный музей современного искусства – Центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду.
Фото: Centre Pompidou

Последний фундаментальный труд Светланы Батраковой (1929–2017), одного из признанных отечественных исследователей западного искусства ХХ века, посвящен изучению взаимовлияния науки и искусства — и того, как они вместе поменяли наше представление о мире. За эту тему редко кто из специалистов решается браться ввиду ее неподъемности. Светлана Петровна взялась. В своих прежних работах она всегда помещала изобразительное искусство в контекст различных гуманитарных дисциплин. Теперь же пришла очередь естественных наук, точнее, великих открытий в физике. 

Словно предваряя скепсис читателя, автор пишет в предисловии: «Наука и искусство, физика и живопись — как, казалось бы, они далеки друг от друга! <...> Тем не менее художники не единожды интересовались новациями в области точных наук… используют в своих композициях элементы, детали, структуры микромира научных исследований». Хотя в этом воображаемом споре с читателем она соглашается, что «искусство и, скажем, физика оставались весьма далекими друг от друга занятиями», но все же подчеркивает, что они «работали в едином смысловом поле, ощущая, каждый по-своему, совершающийся поворот от классической картины мира — к неклассической».

Батракова С. Современное искусство и наука. Место человека во Вселенной. М.: БуксМАрт, 2018. 272 с.
Батракова С. Современное искусство и наука. Место человека во Вселенной. М.: БуксМАрт, 2018. 272 с.

Монография разведена по четырем большим главам. Они, в свою очередь, разделены на подглавы, где излагаются идеи ученых — от Альберта Эйнштейна до Стивена Хокинга, философов и культурологов — от Анри Бергсона и Эрнста Кассирера до Жиля Делеза и Умберто Эко. И в каждом случае это происходит в диалоге с искусством авангарда — от футуристов, Кандинского, Дюшана, Шагала, Пикассо и Мондриана до сюрреалистов и Поллока. Причем речь здесь идет не только о влиянии научных открытий на искусство, но и наоборот, подтверждением чему служат цитаты из Фридриха Ницше, предлагавшего «взглянуть на науку под углом зрения художника», а также математика и мыслителя Анри Пуанкаре, который в своем труде «Наука и метод» высказал идею об эстетической, а не логической природе математического ума.
Знания Батраковой не могут не впечатлять своей энциклопедичностью. Но книга читается легко — за счет живого, эмоционально окрашенного языка (автор не чурается даже разговорных оборотов). К тому же издание щедро иллюстрировано произведениями искусства — надо полагать, не для визуализации той или иной научной идеи, а чтобы дать и читателю шанс по-своему интерпретировать материал и возникающие ассоциации.  

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+