18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мальчики Гагарины возвращены Карлу Брюллову

Лаборатория научной реставрации станковой живописи Эрмитажа завершила работу по реставрации «Портрета Григория, Евгения, Льва и Феофила Гагариных» кисти Карла Брюллова

В 2020 году картину, реставрация которой продолжалась почти год, представят на большой выставке, посвященной Карлу Брюллову.

Портрет мальчиков Гагариных занимает особое место в творчестве Великого Карла: в нем, по мнению искусствоведов, отчетливо чувствуется влияние старых мастеров, особенно Рафаэля. Картина была написана Брюлловым в 1824 году, что подтверждает его фраза в письме из Италии в Общество поощрения художников от 28 июня 1824 года: «…также был занят портретами семейства его сиятельства кн. Григория Ивановича Гагарина».

Впервые публика увидела это полотно в 1861 году на выставке «картин и редких произведений художества, принадлежащих членам императорского дома и частным лицам Петербурга». В начале XX века, в 1905 году, портрет экспонировали в разделе Карла Брюллова на знаменитой Историко-художественной выставке русского портрета в Таврическом дворце, организованной Сергеем Дягилевым. Но потом полотно надолго пропало из поля зрения публики и специалистов.

В 1963 году специалист по творчеству Брюллова Эсфирь Ацаркина подготовила монографию, посвященную художнику, где опубликовала фотографию портрета детей князя Гагарина, сделанную на выставке 1905 года. Подпись под фото гласила: «Местонахождение неизвестно».

Но все же некоторые сведения о печальной судьбе этого полотна после 1917 года можно было найти. Известно, что в 1919 году портрет был передан в Государственный музейный фонд из собрания Андрея Григорьевича Гагарина на Каменноостровском проспекте. В 1941 году картина оказалась в Эрмитаже. Но тогда ее посчитали слишком манерной, не заслуживающей внимания. Полотно не было даже занесено в реестр музейных предметов — его оставили в музее «для живописных экспериментов» как работу неизвестного автора. За долгие годы в результате этих экспериментов портрет серьезно пострадал: холст был сильно деформирован и частично утрачен, разрывы ткани, экспериментальные материалы, которые мастера отрабатывали на картине, исказили первоначальный облик. И только в начале 2000-х хранители обратили на нее серьезное внимание, а искусствоведы подтвердили: это действительно работа кисти Брюллова. Тогда же портрет внесли в список музейных экспонатов, а в 2017 году реставрационный совет Эрмитажа принял решение о реставрации.

«У нас не сохранилось паспорта этой работы, поэтому мы даже примерно не можем сказать, какие эксперименты на ней ставились, — рассказывает Андрей Крупенко, художник-реставратор, выполнивший весь комплекс работ по картине. — Есть только короткие протоколы с отрывочными записями. И само состояние картины очень сложное и тяжелое». 

По словам Крупенко, в ходе исследований реставраторам удалось установить, что картина написана маслом на холсте с масляным грунтом. Ее дублировали на очень жесткий клей, но когда — никто не помнит, записей не сохранилось. Толстый слой клея с обратной стороны холста реагировал только на холодную воду, и, когда набухал, его приходилось счищать шпателем. Все полотно поверх живописного слоя было покрыто восково-смоляной мастикой — похоже, это тоже был чей-то эксперимент. Авторский холст в нескольких местах был утрачен, живопись держалась только на грунте. Прорывы авторской основы, на которые наносили мастику, а потом тонировали, — все это было очень сложно удалить.

Большую часть работ пришлось делать под микроскопом. Утраты холста заполнили специальной массой (очесы со старых холстов измельчались и смешивались с укрепляющим составом). После очистки от самого верхнего слоя лака реставраторы обнаружили на полях картины карандашные наброски Брюллова. Сначала увидели глаз, овал лица, а в ультрафиолетовом освещении проступил карандашный абрис лица одного из юных натурщиков. На самом живописном слое в отдельных местах решили сохранить авторский лак, поскольку некоторые авторские лессировки Брюллов делал поверх него.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+