18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Мальчики Гагарины возвращены Карлу Брюллову

Лаборатория научной реставрации станковой живописи Эрмитажа завершила работу по реставрации «Портрета Григория, Евгения, Льва и Феофила Гагариных» кисти Карла Брюллова

В 2020 году картину, реставрация которой продолжалась почти год, представят на большой выставке, посвященной Карлу Брюллову.

Портрет мальчиков Гагариных занимает особое место в творчестве Великого Карла: в нем, по мнению искусствоведов, отчетливо чувствуется влияние старых мастеров, особенно Рафаэля. Картина была написана Брюлловым в 1824 году, что подтверждает его фраза в письме из Италии в Общество поощрения художников от 28 июня 1824 года: «…также был занят портретами семейства его сиятельства кн. Григория Ивановича Гагарина».

Впервые публика увидела это полотно в 1861 году на выставке «картин и редких произведений художества, принадлежащих членам императорского дома и частным лицам Петербурга». В начале XX века, в 1905 году, портрет экспонировали в разделе Карла Брюллова на знаменитой Историко-художественной выставке русского портрета в Таврическом дворце, организованной Сергеем Дягилевым. Но потом полотно надолго пропало из поля зрения публики и специалистов.

В 1963 году специалист по творчеству Брюллова Эсфирь Ацаркина подготовила монографию, посвященную художнику, где опубликовала фотографию портрета детей князя Гагарина, сделанную на выставке 1905 года. Подпись под фото гласила: «Местонахождение неизвестно».

Но все же некоторые сведения о печальной судьбе этого полотна после 1917 года можно было найти. Известно, что в 1919 году портрет был передан в Государственный музейный фонд из собрания Андрея Григорьевича Гагарина на Каменноостровском проспекте. В 1941 году картина оказалась в Эрмитаже. Но тогда ее посчитали слишком манерной, не заслуживающей внимания. Полотно не было даже занесено в реестр музейных предметов — его оставили в музее «для живописных экспериментов» как работу неизвестного автора. За долгие годы в результате этих экспериментов портрет серьезно пострадал: холст был сильно деформирован и частично утрачен, разрывы ткани, экспериментальные материалы, которые мастера отрабатывали на картине, исказили первоначальный облик. И только в начале 2000-х хранители обратили на нее серьезное внимание, а искусствоведы подтвердили: это действительно работа кисти Брюллова. Тогда же портрет внесли в список музейных экспонатов, а в 2017 году реставрационный совет Эрмитажа принял решение о реставрации.

«У нас не сохранилось паспорта этой работы, поэтому мы даже примерно не можем сказать, какие эксперименты на ней ставились, — рассказывает Андрей Крупенко, художник-реставратор, выполнивший весь комплекс работ по картине. — Есть только короткие протоколы с отрывочными записями. И само состояние картины очень сложное и тяжелое». 

По словам Крупенко, в ходе исследований реставраторам удалось установить, что картина написана маслом на холсте с масляным грунтом. Ее дублировали на очень жесткий клей, но когда — никто не помнит, записей не сохранилось. Толстый слой клея с обратной стороны холста реагировал только на холодную воду, и, когда набухал, его приходилось счищать шпателем. Все полотно поверх живописного слоя было покрыто восково-смоляной мастикой — похоже, это тоже был чей-то эксперимент. Авторский холст в нескольких местах был утрачен, живопись держалась только на грунте. Прорывы авторской основы, на которые наносили мастику, а потом тонировали, — все это было очень сложно удалить.

Большую часть работ пришлось делать под микроскопом. Утраты холста заполнили специальной массой (очесы со старых холстов измельчались и смешивались с укрепляющим составом). После очистки от самого верхнего слоя лака реставраторы обнаружили на полях картины карандашные наброски Брюллова. Сначала увидели глаз, овал лица, а в ультрафиолетовом освещении проступил карандашный абрис лица одного из юных натурщиков. На самом живописном слое в отдельных местах решили сохранить авторский лак, поскольку некоторые авторские лессировки Брюллов делал поверх него.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+