18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Придворный портретист Сергей Зарянко

№69
Материал из газеты

Небольшая выставка, подготовленная к 200-летию со дня рождения художника, проходит в Третьяковской галерее

Сын бывшего крепостного крестьянина Сергей Зарянко (1818–1871) дослужился до звания профессора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Азам мастерства он учился у Алексея Венецианова, от которого унаследовал умение гладко писать, трепетно относясь к фактуре. Сергей Константинович начинал с изображения интерьеров. Его интерьеры Зимнего дворца были отмечены наградами, а за картину «Внутренность Морского Никольского собора» он получил звание академика. Сегодня интерьеры Зарянко завораживают фантастическим вниманием к деталям, каждая из которых выписана до совершенства — от тканей до паркета. Однако прославился он все же благодаря портретам. И здесь он оставался непревзойденным мастером изображения фактуры. Ему удавалось передать тонкость кружев, блеск атласа, бархатистость кожи, пушистый мех, как никому другому. Вершиной его мастерства стал портрет графа Федора Петровича Толстого, о котором современник писал: «В глазах живая влага, выпуклость — эти глаза смотрят. Рука совершенно отделилась от холста». Именно Зарянко доверили написать портретную галерею царской семьи. 

Он был и прекрасным педагогом, среди его учеников — Константин и Владимир Маковские, Василий Перов, Дмитрий Прянишников, Василий Пукирев. Под конец жизни живопись Зарянко вышла из моды, стала неактуальной. Однако сегодня на небольшой выставке, подготовленной к 200-летию со дня рождения художника, его портреты  — а их на выставке десять — смотрятся очень даже интересно.   

Государственная Третьяковская галерея
Сергей Зарянко. К 200-летию со дня рождения
До 20 января 2019

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+