18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От забора до расцвета

№69, декабрь-январь 2019
№69
Материал из газеты

Реставрация исторического здания не защищает его от сноса, но привлекает внимание властей и общества к проблеме сохранения архитектурного наследия, утверждают волонтеры

Елец. Деревянный дом и белокаменная мостовая по улице Ленина после нашествия волонтеров. Фото: Антон Позднухов
Елец. Деревянный дом и белокаменная мостовая по улице Ленина после нашествия волонтеров.
Фото: Антон Позднухов

Спасение архитектурного наследия, которое не имеет официального охранного статуса (а таких объектов у нас большинство), в России — дело энтузиастов и частных волонтерских движений. Например, фестиваль восстановления исторической среды «Том Сойер Фест», основанный в 2015 году в Самаре, посвящен реставрации фасадов старинных деревянных домов в российских регионах. Этим летом фестиваль охватил 26 городов, среди которых Воронеж, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Омск, Самара. 

За три года через «Том Сойер Фест» прошло около 2 тыс. человек. Кто-то едет в города проведения фестиваля из Москвы и Санкт-Петербурга, кто-то присоединяется на местах, некоторые волонтеры приезжают из-за границы. «Мы работаем как кинотеатр или ресторан: у нас есть график работы, и любой человек может прийти, посмотреть на то, как мы работаем, или остаться на несколько лет», — говорит основатель «Том Сойер Феста» Андрей Кочетков. И добавляет, что название, отсылая к герою Марка Твена, придает фестивалю дух авантюризма и детства.

Самара, улица Галактионовская, дом 91. 2016 г. Фото: «Том Сойер Фест»
Самара, улица Галактионовская, дом 91. 2016 г.
Фото: «Том Сойер Фест»

Дома для реставрации выбираются по принципу «целесообразности». «Сначала, выбирая тот или иной объект для реставрации, мы исходили из его архитектурной ценности, а сейчас стараемся помогать конкретным людям — и не важно, живут ли они там или арендуют здание как офисное. Если у них не хватает средств на ремонт, но они хотят и дальше жить в этом доме и готовы о нем заботиться, мы помогаем ресурсами и компетенциями. Красота для нас вторична, потому что именно люди — тот самый каркас, который позволяет существовать экономике и поддерживать историческую среду», — отмечает Андрей Кочетков. 

Все работы всегда согласуются с местными властями, которые в большинстве случаев идут навстречу волонтерам. Так, в 2015 году администрация Самары профинансировала около четверти всех работ по восстановлению дома на улице Льва Толстого.

Стоимость работ разнится в зависимости от размера и степени сохранности объекта, а также качества используемых материалов. На восстановление одного дома требуется минимум 40 тыс. руб. В некоторых случаях бюджет может достигать 500 тыс. руб. В Боровске Калужской области волонтеры в прошлом году отреставрировали дом на улице Ленина, который признан выявленным объектом культурного наследия. Снос ему не грозил, но здание находилось в предаварийном состоянии. «Благодаря спонсорам нам удалось собрать около 70 тыс. руб. и восстановить внешний облик здания: покрасить фасады, укрепить окна, залатать щели. Это очень важная для нас история: так мы показываем властям, что сохранять старинную деревянную архитектуру можно и это не требует огромных средств», — рассказывает руководитель боровского отделения «Том Сойер Феста» Владимир Кобзарь.

Самара. Дом 91 по Галактионовской улице после нашествия волонтеров. Фото: «Том Сойер Фест»
Самара. Дом 91 по Галактионовской улице после нашествия волонтеров.
Фото: «Том Сойер Фест»

«Мы не называем свою работу научной реставрацией, не хотим профанировать последнюю и низводить научное знание до общедоступного занятия. Другой вопрос, что зачастую фирмы, которые имеют лицензии на реставрацию, работают менее профессионально, чем мы», — подчеркивает Кочетков. Для работ по всем объектам волонтеры привлекают профессиональных реставраторов, строителей, резчиков по дереву, которые выступают в качестве консультантов или кураторов. «Мы работаем в основном с краской и другой химией, которая применяется в профессиональной реставрации, но в маленьких городах не всегда есть возможность приобрести эти материалы, — признается Андрей Кочетков. — Без поддержки спонсоров и местных жителей было бы гораздо труднее. Порой помощь приходит из самых неожиданных мест. Например, на площадку могут просто прийти люди и предложить что-то сделать за свой счет. В первый год существования фестиваля крупная компания увидела в соцсетях пост про нас и предложила нам свою краску. Параллельно занимаемся поиском партнеров среди профильных организаций: звоним, пишем, организуем встречи. Иногда помогает случай». 

За всю историю существования «Том Сойер Феста» волонтеры отреставрировали 54 дома. Однако сам факт реставрации не дает собственнику здания никаких гарантий, что оно не будет снесено. Так, этой осенью в Калуге снесли участвовавший в проекте «Том Сойер Фест» дом архитектора Яковлева. Реставрация — лишь один из механизмов привлечения внимания к судьбе исторических построек, считает Владимир Кобзарь. Впрочем, если у дома есть собственник и он заинтересован в его сохранении, спасти здание можно, даже если оно выведено из списка объектов культурного наследия. Один из примеров — флигель усадьбы Зеленко в Самаре, который в 2012 году лишился охранного статуса. Застройщики собирались возвести на его месте многоэтажный жилой комплекс. В прошлом году волонтеры «Том Сойер Феста» отреставрировали фасады здания, организовали кампанию по его спасению — в результате флигель признали частью ансамбля усадьбы, отказались от сноса и вернули в список объектов культурного наследия. 

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+