18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Всемирное наследие Сирии под угрозой

№7
Материал из газеты

Эксперты бьют тревогу и думают, как спасти античные и средневековые памятники. Ни одно правительство не поддержало Международный совет музеев, предложивший наблюдать за состоянием памятников со спутников

Пока накал боев между войсками сирийского президента Башара Асада и его противниками усиливается, международные культурные организации пытаются оценить урон, нанесенный культурному наследию страны. Из различных источников известно, что пострадали пять из шести объектов всемирного наследия в Сирии. В их числе — древний город Алеппо (Халеб), в котором подверглись разрушениям средневековая цитадель и исторический центр.

Как выяснилось, Международный совет музеев (In­ter­na­tional Council of Museums) с конца 2011 года предлагает использовать спутники для наблюдения за памятниками в зонах военных конфликтов. Но, несмотря на всю тяжесть ситуации в Сирии, ни одно государство так и не предоставило совету €500 тыс., необходимые для получения и обработки изображений. «У нас есть список объектов, за которыми мы следим, и он становится все длиннее: Алеппо, «мертвые города», Идлиб, Басра стали полями сражений. Знаменитые достопримечательности Пальмиры, Крак-де-Шевалье и Басры находятся под прицелом», — говорит Жюльен Анфрен, генеральный директор совета.

За прошедший месяц многие из тех, с кем сотрудничал совет, бежали из страны. В Сирию допускаются лишь отдельные журналисты, а гуманитарные организации опасаются работать в стране. Из-за недостатка информации Анфрену приходится прибегать к спутниковому мониторингу. Совет музеев поддерживает партнерские отношения с Unosat, программой ООН, которая с помощью спутников отслеживает потоки беженцев. Совет очень хотел бы использовать те же технологии и предоставлять полученные изображения специалистам ООН для анализа.

«Если видна военная техника или скопление войск, это повод бить тревогу, — объясняет пресс-секретарь Совета музеев. — Если памятнику был нанесен ущерб, мы можем с помощью снимков оповестить об этом мировое сообщество. Сообщения с мест нам не помогают, поскольку обычно они составляются в интересах одной из сторон конфликта».

Дину Бумбару, президент Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест, согласен с Анфреном в том, что информации из Сирии поступает недостаточно, а многие сведения, основанные на сообщениях в социальных сетях, невозможно проверить. 

Патрик Бойлан, эксперт по сохранению культурного наследия в ситуациях вооруженного конфликта, считает, что спутниковые фотографии помогут приостановить разрушение: если войска будут знать, что результаты их действий немедленно окажутся видны не только командирам, но и СМИ всего мира, то, вполне возможно, они будут вести себя аккуратнее.

Лоренс Ротфилд, один из основателей Центра культурной политики при Чикагском университете, называет ситуацию в Сирии немыслимой и полагает, что правительствам других стран пора вмешаться в ход событий. «Международные организации сделали все, что могли, и подняли тревогу. Но, похоже, пока никого уговорить не удалось».

Впрочем, Ротфилд уверен, что есть и более экономичные способы вести наблюдение за памятниками культуры. «Если дать сирийцам возможность загружать фотографии с телефонов, позволяющих автоматически определять место, где сделан снимок, то после обработки получится краудсорсинговая база данных. Самое сложное в ситуации конфликта — делать это в реальном времени. В Ираке мы опирались на спутниковые снимки, но их обновления приходилось ждать месяцами, а иногда и годами». В своем блоге The Punching Bag Ротфилд призывает такие компании, как Google, а также музеи, располагающие средствами, и богатых ответственных коллекционеров поддержать проект.

Все согласны, что важно минимизировать ущерб, наносимый культурному наследию Сирии. «Сейчас главное — вести мониторинг и попробовать предсказать, что будет происходить после разрешения конфликта, — считает Биджан Рухани, член научного комитета по предотвращению рисков при Международном совете по сохранению памятников и достопримечательных мест. — В Сирии множество разных культур: исламская, персидская, христианская и римская. Там около 5 тыс. исторических памятников, и мы должны предотвратить повторение катастрофы, которая случилась в Ираке».  

Самое читаемое:
1
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
2
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
3
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
4
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
5
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+