18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Еврейский музей не будет местечковым. Центр толерантности стоит $45 млн

№7
Материал из газеты

Владимир Путин и Шимон Перес обещают присутствовать на открытии Еврейского музея и Центра толерантности в Москве

В Бахметьевском автобусном парке в Марьиной Роще, принадлежащем Федерации еврейских общин России (ФЕОР), открывается Еврейский музей и Центр толерантности. Государственная значимость этого события подчеркивается тем, что президент России Владимир Путин и президент Израиля Шимон Перес будут присутствовать на официальной церемонии 8 ноября. Для публики музей откроется 12 ноября. Выставочное пространство анонсируется как «самый современный и высокотехнологичный музейный комплекс на постсоветском пространстве».

Представители музея рассказывают, что основная часть экспозиции занимает более 5 тыс. кв. м. В 12 павильонах показываются артефакты, с помощью фото, видео и интерактивных панелей рассказывающие об истории евреев в России, о России в XX веке с разных сторон через призму одного народа и о толерантности в современной России. Проект экспозиции разработан одной из лучших фирм по музейному дизайну в мире, нью-йоркской Ralph Appelbaum Associates. Посетителей при входе, в 4D-кинотеатре, будут встречать 10-минутным фильмом Начало, который рассказывает об истории «от сотворения мира до исхода евреев из Египта». Особенный акцент в Центре толерантности будет сделан на детские, подростковые программы и сотрудничество со школами.

Уникальность площадки и экспозиции, похоже, дает новому музею старт на уровне с такими мировыми музеями еврейской истории, как берлинский, который построен по проекту известного архитектора Даниеля Либескинда. В планах Еврейского музея и Центра толерантности сотрудничество с Берлинским еврейским музеем и другими музеями мира.

Памятник был отреставрирован и центр открыт в 2008 году стараниями Дарьи Жуковой и ее благотворительного Фонда развития и поддержки искусства «Айрис». Он стал площадкой для таких значимых событий, как III Московская биеннале современного искусства в 2009 году и первая московская выставка американского художника российского происхождения Марка Ротко в 2010 году. Но с самого начала предполагалось, что это временное пристанище для Центра современной культуры.

Бахметьевский автобусный парк, возведенный в 1926–1927 годах по проекту Константина Мельникова, памятник русского конструктивизма, пока известен московским любителям современного искусства и светских раутов как Центр современной культуры «Гараж», созданный Дашей Жуковой, подругой миллиардера Романа Абрамовича, который является председателем попечительского совета ФЕОР.

Еще в 2007 году главный раввин России Берл Лазар на встрече с Владимиром Путиным рассказал о планах создания музея. «Это хорошая идея», — ответил Владимир Путин, как говорится в стенограмме на сайте Кремля. «Я обещаю, что перечислю в фонд строительства этого музея свою зарплату за один месяц», — заявил он. «Может быть, с вас остальные возьмут пример», — сказал Берл Лазар. «Многие захотят поддержать такой проект. Он нацелен на то, чтобы все конфессии жили в мире и согласии, а именно в этом сила нашей многонациональной и многоконфессиональной страны», — ответил Путин. Многие, конечно, поддержали проект, который президент ФЕОР Александр Борода оценил в $45 млн. Проект представлен как общее дело ФЕОР, и подчеркивается, что он вовсе не предназначен только для евреев. И хотя «Гараж» теперь обосновался в Парке Горького, Наталья Фишман, директор по развитию Еврейского музея и Центра толерантности и по-прежнему советник руководителя Департамента культуры города Москвы Сергея Капкова, говорит, что современное искусство будет заметно присутствовать в новом воплощении Бахметьевского автобусного парка. Музей уже договорился о сотрудничестве с Мультимедиа Арт Музеем Ольги Свибловой и готов сотрудничать — и соперничать — с другими площадками современного искусства.

«Для меня важно, чтобы то экспозиционное пространство, которое есть у нас в музее, в случае с современным искусством было бы соперником «Гаража», соперником Московского музея современного искусства… То есть какого-то серьезного уровня, а не что-то местечковое, — сказала Фишман. — Поэтому я хочу, чтобы это делали профессионалы».

Изучение наследия авангарда также будет играть важную роль в новом музее, сообщила Фишман. «Мы должны отдать дань уважения тому зданию, которое действительно великое, в котором мы находимся. Для нас это очень важно. И еще в Москве очень много людей, занимающихся авангардом, но вот какого-то такого места, связанного с ним, нет. А хотелось бы». Фишман рассказала, что в музее уже собирают одну из самых больших библиотек по русскому авангарду на разных языках. Готовят лекции. «Я хочу, чтобы это тоже была важная точка силы, — говорит она о Центре авангарда. — Мне важно, чтобы в музее было много жизни. А жизнь создают только люди. И мне важно, чтобы разные сообщества находили дом у нас в музее».

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
4
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Малевич а-ля Веласкес
Этот автопортрет вполне можно назвать легендарным. И дело не только в художественных достоинствах
07.05.2025
Малевич а-ля Веласкес
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+