18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Еврейский музей не будет местечковым. Центр толерантности стоит $45 млн

№7
Материал из газеты

Владимир Путин и Шимон Перес обещают присутствовать на открытии Еврейского музея и Центра толерантности в Москве

В Бахметьевском автобусном парке в Марьиной Роще, принадлежащем Федерации еврейских общин России (ФЕОР), открывается Еврейский музей и Центр толерантности. Государственная значимость этого события подчеркивается тем, что президент России Владимир Путин и президент Израиля Шимон Перес будут присутствовать на официальной церемонии 8 ноября. Для публики музей откроется 12 ноября. Выставочное пространство анонсируется как «самый современный и высокотехнологичный музейный комплекс на постсоветском пространстве».

Представители музея рассказывают, что основная часть экспозиции занимает более 5 тыс. кв. м. В 12 павильонах показываются артефакты, с помощью фото, видео и интерактивных панелей рассказывающие об истории евреев в России, о России в XX веке с разных сторон через призму одного народа и о толерантности в современной России. Проект экспозиции разработан одной из лучших фирм по музейному дизайну в мире, нью-йоркской Ralph Appelbaum Associates. Посетителей при входе, в 4D-кинотеатре, будут встречать 10-минутным фильмом Начало, который рассказывает об истории «от сотворения мира до исхода евреев из Египта». Особенный акцент в Центре толерантности будет сделан на детские, подростковые программы и сотрудничество со школами.

Уникальность площадки и экспозиции, похоже, дает новому музею старт на уровне с такими мировыми музеями еврейской истории, как берлинский, который построен по проекту известного архитектора Даниеля Либескинда. В планах Еврейского музея и Центра толерантности сотрудничество с Берлинским еврейским музеем и другими музеями мира.

Памятник был отреставрирован и центр открыт в 2008 году стараниями Дарьи Жуковой и ее благотворительного Фонда развития и поддержки искусства «Айрис». Он стал площадкой для таких значимых событий, как III Московская биеннале современного искусства в 2009 году и первая московская выставка американского художника российского происхождения Марка Ротко в 2010 году. Но с самого начала предполагалось, что это временное пристанище для Центра современной культуры.

Бахметьевский автобусный парк, возведенный в 1926–1927 годах по проекту Константина Мельникова, памятник русского конструктивизма, пока известен московским любителям современного искусства и светских раутов как Центр современной культуры «Гараж», созданный Дашей Жуковой, подругой миллиардера Романа Абрамовича, который является председателем попечительского совета ФЕОР.

Еще в 2007 году главный раввин России Берл Лазар на встрече с Владимиром Путиным рассказал о планах создания музея. «Это хорошая идея», — ответил Владимир Путин, как говорится в стенограмме на сайте Кремля. «Я обещаю, что перечислю в фонд строительства этого музея свою зарплату за один месяц», — заявил он. «Может быть, с вас остальные возьмут пример», — сказал Берл Лазар. «Многие захотят поддержать такой проект. Он нацелен на то, чтобы все конфессии жили в мире и согласии, а именно в этом сила нашей многонациональной и многоконфессиональной страны», — ответил Путин. Многие, конечно, поддержали проект, который президент ФЕОР Александр Борода оценил в $45 млн. Проект представлен как общее дело ФЕОР, и подчеркивается, что он вовсе не предназначен только для евреев. И хотя «Гараж» теперь обосновался в Парке Горького, Наталья Фишман, директор по развитию Еврейского музея и Центра толерантности и по-прежнему советник руководителя Департамента культуры города Москвы Сергея Капкова, говорит, что современное искусство будет заметно присутствовать в новом воплощении Бахметьевского автобусного парка. Музей уже договорился о сотрудничестве с Мультимедиа Арт Музеем Ольги Свибловой и готов сотрудничать — и соперничать — с другими площадками современного искусства.

«Для меня важно, чтобы то экспозиционное пространство, которое есть у нас в музее, в случае с современным искусством было бы соперником «Гаража», соперником Московского музея современного искусства… То есть какого-то серьезного уровня, а не что-то местечковое, — сказала Фишман. — Поэтому я хочу, чтобы это делали профессионалы».

Изучение наследия авангарда также будет играть важную роль в новом музее, сообщила Фишман. «Мы должны отдать дань уважения тому зданию, которое действительно великое, в котором мы находимся. Для нас это очень важно. И еще в Москве очень много людей, занимающихся авангардом, но вот какого-то такого места, связанного с ним, нет. А хотелось бы». Фишман рассказала, что в музее уже собирают одну из самых больших библиотек по русскому авангарду на разных языках. Готовят лекции. «Я хочу, чтобы это тоже была важная точка силы, — говорит она о Центре авангарда. — Мне важно, чтобы в музее было много жизни. А жизнь создают только люди. И мне важно, чтобы разные сообщества находили дом у нас в музее».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+