18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом-музей Велимира Хлебникова в Астрахани отметил 25-летие

№69
Материал из газеты

Уголок земного шара, посвященный его председателю

В то время, когда Осип Мандельштам (по словам исследователя авангарда Николая Харджиева) говорил, что «в Хлебникове есть всё», причастные к судьбе поэта знали: он умер неприкаянным и бездомным, «без ничего», оставив после себя только рукописи. Да и нужен ли был дом этому безбытному страннику, движимому «голодом пространства», если в одном из последних стихотворений он намеревался «кости свои успокоить» под «крышей мира», в духовном Тибете? Противник мещанства и приобретательства, «председатель земного шара» предлагал «внести новшество в землевладение, признав, что площадь землевладения, находящегося в единоличном пользовании, не может быть менее поверхности земного шара». Понятие «дом Велимира Хлебникова» с конкретным адресом казалось когда-то странным и надуманным.

Однако осенью 1993 года в родительской квартире поэта, чей отец основал Астраханский заповедник, открылся музей Велимира Хлебникова. Идея такого музея возникла еще в 1970-е, когда в Астрахани состоялась выставка сестры поэта, художницы Веры Хлебниковой; затем очень долго решался вопрос о расселении жильцов из бывшего доходного дома на улице Свердлова, 53. С передачей семейных реликвий наследниками Хлебниковых (племянником поэта, художником Маем Митуричем и внучатой племянницей Верой Митурич-Хлебниковой, тоже художником) в 1994-м решился вопрос о наполнении экспозиции. Чего стоит один только железный сундучок Велимира, не позволивший сгореть его сочинениям в огне Гражданской войны — вопреки легенде о пресловутой наволочке! Здесь вообще немало подлинных предметов, в том числе произведений искусства, связанных с именем и идеями поэта. Но музей не выглядит мемориалом, у него несколько иная задача — дать представление о поэте как «сеятеле очей» и провозвестнике «мировой азбуки».

Дом-музей является филиалом Астраханской государственной картинной галереи имени П.М.Догадина (у нее тоже юбилей — 100-летие). И программу к годовщине хлебниковского дома готовили совместно галереей. В частности, появилась «будетлянская лаборатория» как часть мультимедийного проекта. Кроме уже знакомых астраханцам участников Хлебниковских чтений, ученых Александра Парниса и Николая Перцова, свои лекции и мастер-классы провели художники Борис Трофимов и Михаил Погарский. Петербургский театр Lusores представил сцены по произведениям Хлебникова и Елены Гуро. А из Москвы приехала выставка живописи и графики художника-вхутемасовца Серафима Павловского «Зангези-пророк». Кстати, здесь представлены и материалы предыстории дома-музея, поскольку именно Павловскому Май Митурич доверил когда-то первый проект (при участии экспозиционера Калерии Чернышевой).

Юбилей совпал с народным голосованием о присуждении астраханскому аэропорту нового имени, и музей включился в обсуждение. Ратуя, конечно, за имя Велимира Хлебникова, не только введшего в обиход слово «летчик», но и фантаста, изобретшего воздушную амфибию — «нырлетскач». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+