«Классный проект» Стива Маккуина назвали плагиатом

№69, декабрь-январь 2019
№69
Материал из газеты

Задуманная кинорежиссером серия фотографий школьников напоминает ту, что уже сделал фотограф Джулиан Жермен

Фотография класса в британской школе Deneside Infants из школьной серии Джулиана Жермена. Фото: Julian Germain. From the series Classroom Portraits; 2004-2015
Фотография класса в британской школе Deneside Infants из школьной серии Джулиана Жермена.
Фото: Julian Germain. From the series Classroom Portraits; 2004-2015

Многократный призер международных кинофестивалей, режиссер Стив Маккуин объявил в Тейт Бритен, что хочет сфотографировать тысячи лондонских школьников для своего нового арт-проекта. Инициатива поначалу была встречена с большим энтузиазмом. Но недавно фотограф Джулиан Жермен заявил, что работа Маккуина его «смущает», указав на «поразительное сходство» со своей серией «Классные портреты».

Проект Жермена, над которым он начал работать в 2004 году, — это изображения детей всех возрастов, которых объектив фотографа ловит во время уроков в классных комнатах. Претензии Жермена к Маккуину поддержали другие люди искусства, в том числе Андреа Роуз, бывший директор отдела визуального искусства Британского совета: «Не хочу умалять значение Стива Маккуина, но, по-моему, действительно стоит признать тот факт, что первым к этой идее пришел Джулиан Жермен».

Инициатива Маккуина реализуется сов­местно с организациями А New Direction и Artangel, которые финансируются Советом по делам искусств Англии. Более 120 школ уже подписали договор с режиссером, а всего он отправил запросы во все 2410 частных и государственных учебных заведений Лондона. Традиционные классные фотографии со стоящими и сидящими в ряд детьми примут участие в выставке, которая пройдет с ноября 2019 года по май 2020 года в Тейт Бритен.

Жермен еще в 2004 году согласовал проект «Классных портретов» с организацией Creative Partnerships Durham Sunderland, которую поддерживает Совет по делам искусств; тогда ему разрешили снимать в шести школах. В следующем году в статусе фотографа Национального музея средств массовой информации он привлек школы со всей Великобритании, а с конца 2005 по 2015 год включил в проект учебные заведения в Северной и Южной Америке, Европе, Африке, на Ближнем и Дальнем Востоке, создав архив из почти 500 портретов, охватывающий 22 страны.

По словам Жермена, обсуждение обоих проектов очень похоже. Так, Маккуин говорит, что его работа заставляет «задуматься о том, кто мы, откуда мы пришли, что такое будущее... все эти траектории, пути, которыми я хотел вернуться к началу». Социо­лог Том Шекспир в 2005 году писал о работе Жермена: «Мы вспоминаем наши школьные годы и думаем о том, где же теперь наши одноклассники... И жизненные пути некоторых детей на этих фото тоже уже можно себе представить».

Но между сериями существуют значительные различия. Джеймс Лингвуд, один из директоров Artangel, заметил: «Джулиан Жермен представил очень интересный проект. Стив Маккуин сейчас делает другое. Обе серии — это портреты детей и подростков учеников в классных комнатах, но на этом их сходство заканчивается. Дети у Маккуина — ученики начальных школ Лондона; все они примерно одного возраста и учатся в третьем классе». 

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
4
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+