18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Люк Тюйманс размышляет о барокко в Фонде Prada

№69
Материал из газеты

80 произведений 63 авторов разных времен и народов собрал художник и куратор Люк Тюйманс, чтобы убедить зрителя в том, что эпоха барокко в искусстве, которая началась с Караваджо и Рубенса, продолжается поныне

Караваджо писал картины так, что изображенные им персонажи смотрят на вас из любой точки и застревают на подкорке. Наверное, «Мальчик, укушенный ящерицей» (1595–1596) и «Давид с головой Голиафа» (1606) на выставке не главные шедевры мастера, но дают точное представление о его намерениях и методе. Рубенс идет другим путем, он барочен в более привычном для нас смысле — избыточен в красках и деталях. Но Тюйманс выбирает «Оплакивание Христа» (1614), где главное — распростертая на земле фигура, все остальное второстепенно. Третий кит барокко — Франсиско Сурбаран и его «Мученичество святого Себастьяна» (1650–1655), чьи страдания не кажутся такими страшными, как, например, у тициановского Себастьяна. К чему клонит Тюйманс? К тому, что искусство эпохи барокко пыталось стереть грань между насилием и его симуляцией, подлинным экстазом и фальшивыми страстями. И это все про ХХI век, когда уже не поймешь, где правда, а где ложь, где простой факт, а где изощренный вымысел, где виртуальное, а где жизнь. Марлен Дюма назвала свою картину «Мертвая девочка», но ребенок на ней, возможно, просто накрасил лицо черной краской и притворяется. И наоборот, бледная «Спящая» Михаэля Борреманса вполне выглядит покойницей. Инсталляция же Fucking Hell Джейка и Диноса Чепменов с 60 тыс. оловянных солдатиков, вызвавшая фурор в Эрмитаже, — это крайняя точка современной барочности. Название выставки напоминает, что цвет палочки для рисования и цвет крови похожи. И пусть материалисты говорят, что причина тому — окись железа, — Тюйманс знает, что дело — в родстве душ Караваджо и Чепменов, Рубенса и Дюма.

Фонд Prada
Сангина. Люк Тюйманс про барокко
До 25 февраля 2019
www.fondazioneprada.it

Материалы по теме:
Где Рубенс, там и барокко
Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+