18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Никола-Ленивец

№5
Материал из газеты

Фестиваль «Архстояние» — самый популярный в России художественный «опен-эйр». Организаторы фестиваля имеют свои виды на развитие этой территории в 600 га под Калугой, частично входящей в Национальный парк «Угра»

Начавшись с инициативы архитекторов и художников, облюбовавших полузаброшенную деревню на берегу реки Угры для своих нонпрофитных затей (основателями фестиваля считают Василия Щетинина, Анну Щетинину и Николая Полисского, последние двое вместе с Юлией Бычковой и Антоном Кочуркиным, директором и куратором фестиваля, входят в его художественный совет), ныне «Архстояние» собирает тысячи зрителей, приезжающих поупражняться в художественном ориентировании — поиске арт-объектов в полях и лесах, увидеть перформансы ведущих мастеров жанра (вроде Олега Кулика, бывшего куратором одного из фестивалей), послушать живые концерты модных музыкантов.

Хитом этого лета стала гигантская инсталляция Полисского Вселенский разум, на презентации которой прямо в витиеватой деревянной конструкции, исполнившей роль сцены, дал ночной концерт, сопровождавшийся фантастическими световыми эффектами, британский электронный дуэт The Orb. По соседству на плоту в заводи Угры пела свои песни совсем юная сирена. В лесу камлали на народных инструментах этнические группы, освящая место языческого капища. Кстати, парад плотов с поставленными на них сооружениями архитекторов был одной из самых запоминающихся идей фестиваля. Многие помнят и извержение «вулкана» — градирни, гигантской башни-корзины, с помпой сожженной прошлым летом, и массу других затей, которые можно осуществить только на природе.

Сейчас в Никола-Ленивце расположено 27 объектов современной архитектуры и искусства.  Среди шедевров критики числят Маяк Полисского, Ротонду Александра Бродского (повторенную им в Перми и на прошлогодней выставке русского искусства в Лувре), ажурный сарай группы «Меганом». Востребованные архитекторы почитают за честь создать для Ленивца какую-нибудь «шутку». В этом году Ленивец посетил лауреат «Золотого льва» Венецианской биеннале японец Дзюнья Исигами, выразивший восторг местными просторами.

На последнем фестивале состоялась премьера еще трех объектов. Это Скорая тропа эстонского бюро Salto architects, представляющая собой длинный батут, поупражняться на котором могли все желающие под руководством хореографа Сары Шелтон Манн. Молодой, но модный архитектор Борис Бернаскони соорудил деревянную Арку. Россияне из бюро Manipulazione Internazionale представили Штурм неба — конструкцию высотой с деревья. Всего, как рапортуют организаторы, в последнем фестивале приняло участие «более 200 представителей творческих профессий из России, Эстонии, Франции, Америки и Японии».

Однако неизвестно, что именно из трех десятков объектов сохранится в Ленивце до следующего лета. Как рассказал владелец территории и инвестор фестиваля Максим Ноготков, у его компании нет желания делать музей современного искусства под открытым небом, зато есть амбиции создать экспериментальную площадку, причем экспериментов не только художественных.

Фестиваль «Архстояние» — это часть большого проекта «Никола-Ленивец», миссией которого является «создание устойчиво развивающейся экологически чистой среды, комфортной для жизни и творчества в гармонии с природой». Управляющей компанией выступает автономная некоммерческая организация «Центр поддержки архитекторов, дизайнеров и представителей исполнительских искусств «АрхПолис», директор которой Олег Гончаров был некогда создателем московского Дизайн-завода «Флакон». Помимо фестиваля (в этом году на производство художественных объектов было потрачено 6 млн руб.), проект «Никола-Ленивец» включает еще несколько направлений.

Прежде всего это программа арт-резиденций — очень отдаленно напоминающая опыт советских домов творчества. К участию приглашаются специалисты в самых разных областях, как российские, так и иностранцы: от ландшафтных дизайнеров до театральных режиссеров и социологов. 

Первые резиденты, как пояснил Олег Гончаров, подбирались по принципу «пригласить тех людей, которые смогут дать экспертную оценку возможности развития территории». Так, куратором программы летней школы стал Эрик Оски, архитектор из Филадельфии, партнер компании Moto Designshop, недавно получивший грант на исследования возможностей преобразования советских домов культуры. Резиденты, как предполагается, могут прямо на месте воплощать свои идеи — именно так поступает, например, бюро из Версаля, пытающееся облагородить парк, пока, впрочем, более напоминающий обычный лес.

План развития территории предполагает и строительство, и создание целого хозяйства: гостей надо где-то размещать и кормить. (Пока что посетителям предлагают кемпинги и палатки.) В соседнем Кольцове планируется постройка кампуса с зимними домами. Бывшая ферма в другой ближайшей деревне, Звизжах, преобразуется в арт-кластер. Там создаются мастерские по производству паблик-арта — собственно, тех объектов, которыми известен Никола-Ленивец, а также выставочные площадки, жилые лофты. Там же рядом возводится Арт-казарма — постоянно действующая резиденция. Совместно с национальным парком «Угра» реализуется проект всесезонного экокемпинга: на берегу Угры, в особо охраняемой природной зоне возведут домики на сваях.

Особая ставка делается на Ферму (именно так, с большой буквы). «Ферма — это и оператор сельскохозяйственных процессов в Никола-Ленивце, обеспечивающий гостей и резидентов здоровой свежей пищей, и одна из программ, включающая в себя образовательную часть, развлекательную (агротуризм) и рабочую составляющую: каждый может приехать и трудиться на Ферме», — говорит программный директор «АрхПолиса» Игорь Добровольский.

До сей поры трудоспособное население Ленивца и окрестных деревень подвизалось в основном в артели Николая Полисского, на производстве художественных объектов. Но очевидно, что новые инициативы могут создать на этих полях конкуренцию. Если эксперимент «Никола-Ленивец» по интеграции искусства и сельского хозяйства удастся, то опыт может пригодиться и другим российским деревням, а критикам придется придумывать новый термин наподобие «джентрификации» для описания превращения заброшенных сельскохозяйственных угодий в престижные земли силами художников и представителей других креативных профессий.

Материалы по теме:
Дядя Коля
Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+