Никола-Ленивец

№5, сентябрь 2012
№5
Материал из газеты

Фестиваль «Архстояние» — самый популярный в России художественный «опен-эйр». Организаторы фестиваля имеют свои виды на развитие этой территории в 600 га под Калугой, частично входящей в Национальный парк «Угра»

Маяк Николая Полисского в Никола-Ленивце. Фото: Динара Шайбакова
Маяк Николая Полисского в Никола-Ленивце.
Фото: Динара Шайбакова

Начавшись с инициативы архитекторов и художников, облюбовавших полузаброшенную деревню на берегу реки Угры для своих нонпрофитных затей (основателями фестиваля считают Василия Щетинина, Анну Щетинину и Николая Полисского, последние двое вместе с Юлией Бычковой и Антоном Кочуркиным, директором и куратором фестиваля, входят в его художественный совет), ныне «Архстояние» собирает тысячи зрителей, приезжающих поупражняться в художественном ориентировании — поиске арт-объектов в полях и лесах, увидеть перформансы ведущих мастеров жанра (вроде Олега Кулика, бывшего куратором одного из фестивалей), послушать живые концерты модных музыкантов.

Хитом этого лета стала гигантская инсталляция Полисского Вселенский разум, на презентации которой прямо в витиеватой деревянной конструкции, исполнившей роль сцены, дал ночной концерт, сопровождавшийся фантастическими световыми эффектами, британский электронный дуэт The Orb. По соседству на плоту в заводи Угры пела свои песни совсем юная сирена. В лесу камлали на народных инструментах этнические группы, освящая место языческого капища. Кстати, парад плотов с поставленными на них сооружениями архитекторов был одной из самых запоминающихся идей фестиваля. Многие помнят и извержение «вулкана» — градирни, гигантской башни-корзины, с помпой сожженной прошлым летом, и массу других затей, которые можно осуществить только на природе.

Сейчас в Никола-Ленивце расположено 27 объектов современной архитектуры и искусства.  Среди шедевров критики числят Маяк Полисского, Ротонду Александра Бродского (повторенную им в Перми и на прошлогодней выставке русского искусства в Лувре), ажурный сарай группы «Меганом». Востребованные архитекторы почитают за честь создать для Ленивца какую-нибудь «шутку». В этом году Ленивец посетил лауреат «Золотого льва» Венецианской биеннале японец Дзюнья Исигами, выразивший восторг местными просторами.

На последнем фестивале состоялась премьера еще трех объектов. Это Скорая тропа эстонского бюро Salto architects, представляющая собой длинный батут, поупражняться на котором могли все желающие под руководством хореографа Сары Шелтон Манн. Молодой, но модный архитектор Борис Бернаскони соорудил деревянную Арку. Россияне из бюро Manipulazione Internazionale представили Штурм неба — конструкцию высотой с деревья. Всего, как рапортуют организаторы, в последнем фестивале приняло участие «более 200 представителей творческих профессий из России, Эстонии, Франции, Америки и Японии».

Однако неизвестно, что именно из трех десятков объектов сохранится в Ленивце до следующего лета. Как рассказал владелец территории и инвестор фестиваля Максим Ноготков, у его компании нет желания делать музей современного искусства под открытым небом, зато есть амбиции создать экспериментальную площадку, причем экспериментов не только художественных.

Фестиваль «Архстояние» — это часть большого проекта «Никола-Ленивец», миссией которого является «создание устойчиво развивающейся экологически чистой среды, комфортной для жизни и творчества в гармонии с природой». Управляющей компанией выступает автономная некоммерческая организация «Центр поддержки архитекторов, дизайнеров и представителей исполнительских искусств «АрхПолис», директор которой Олег Гончаров был некогда создателем московского Дизайн-завода «Флакон». Помимо фестиваля (в этом году на производство художественных объектов было потрачено 6 млн руб.), проект «Никола-Ленивец» включает еще несколько направлений.

Прежде всего это программа арт-резиденций — очень отдаленно напоминающая опыт советских домов творчества. К участию приглашаются специалисты в самых разных областях, как российские, так и иностранцы: от ландшафтных дизайнеров до театральных режиссеров и социологов. 

Первые резиденты, как пояснил Олег Гончаров, подбирались по принципу «пригласить тех людей, которые смогут дать экспертную оценку возможности развития территории». Так, куратором программы летней школы стал Эрик Оски, архитектор из Филадельфии, партнер компании Moto Designshop, недавно получивший грант на исследования возможностей преобразования советских домов культуры. Резиденты, как предполагается, могут прямо на месте воплощать свои идеи — именно так поступает, например, бюро из Версаля, пытающееся облагородить парк, пока, впрочем, более напоминающий обычный лес.

План развития территории предполагает и строительство, и создание целого хозяйства: гостей надо где-то размещать и кормить. (Пока что посетителям предлагают кемпинги и палатки.) В соседнем Кольцове планируется постройка кампуса с зимними домами. Бывшая ферма в другой ближайшей деревне, Звизжах, преобразуется в арт-кластер. Там создаются мастерские по производству паблик-арта — собственно, тех объектов, которыми известен Никола-Ленивец, а также выставочные площадки, жилые лофты. Там же рядом возводится Арт-казарма — постоянно действующая резиденция. Совместно с национальным парком «Угра» реализуется проект всесезонного экокемпинга: на берегу Угры, в особо охраняемой природной зоне возведут домики на сваях.

Особая ставка делается на Ферму (именно так, с большой буквы). «Ферма — это и оператор сельскохозяйственных процессов в Никола-Ленивце, обеспечивающий гостей и резидентов здоровой свежей пищей, и одна из программ, включающая в себя образовательную часть, развлекательную (агротуризм) и рабочую составляющую: каждый может приехать и трудиться на Ферме», — говорит программный директор «АрхПолиса» Игорь Добровольский.

До сей поры трудоспособное население Ленивца и окрестных деревень подвизалось в основном в артели Николая Полисского, на производстве художественных объектов. Но очевидно, что новые инициативы могут создать на этих полях конкуренцию. Если эксперимент «Никола-Ленивец» по интеграции искусства и сельского хозяйства удастся, то опыт может пригодиться и другим российским деревням, а критикам придется придумывать новый термин наподобие «джентрификации» для описания превращения заброшенных сельскохозяйственных угодий в престижные земли силами художников и представителей других креативных профессий.

Материалы по теме:
Дядя Коля
Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+