Параллелизм Фердинанда Ходлера показывают в Берне

№68, ноябрь 2018
№68
Материал из газеты

На выставке в Кунстмузеуме — 24 полотна Ходлера, в частности «Ночь» с парным ей «Днем», «Озеро Тун в симметричном отражении» и несколько автопортретов художника

Фердинанд Ходлер. «Священный час». 1911. Фото: SIK-ISEA, Zürich / Philipp Hitz
Фердинанд Ходлер. «Священный час». 1911.
Фото: SIK-ISEA, Zürich / Philipp Hitz

Один из самых знаменитых швейцарских художников, Фердинанд Ходлер (1853–1918), в отличие от своих коллег-соотечественников, как правило уезжавших из Швейцарии, никогда ее не покидал, прожив всю жизнь в Женеве, куда приехал 18-летним юношей, чтобы поступить в Академию художеств. Жил впроголодь, зарабатывая на жизнь картинками, которые нравились туристам, — озера, горы в дымке, пастухи и пастушки, — а в свободное время копировал старых мастеров. Известность к нему пришла с картиной «Ночь» (1889–1890) с обнаженными мужскими и женскими фигурами, изображенными в весьма смелых ракурсах. В Женеве ее посчитали неприличной и на выставку не взяли, а в Париже она имела большой успех, вызвав восхищение у самого Огюста Родена. Ходлера стали приглашать выставляться в Берлин и Вену, расписывать ратушу в Ганновере, университет в Йене, Кунстхаус и университет в Цюрихе. Вышел он из модерна и символизма — отсюда упрощенные формы и прихотливые линии, как в его «Дровосеке», превращенном почти в геральдический знак, — не случайно же им украсили в 1911 году швейцарскую 50-франковую купюру. Но вскоре Ходлер придумал свою оригинальную концепцию, основанную на идее симметрии и отражения во всем — «параллелизм». По ней облака и горы отражаются в водной глади, деревья выстраиваются в аллеи. Из людей, если Ходлер писал многофигурную картину, он выстаивал симметричную композицию, задавая ей четкий ритм и динамику, как в монументальном «Выступлении частей из йенских студентов во время освободительной войны 1813 года». Стоит напомнить, что именно эта работа послужила образцом для другой картины другого классика — «Обороны Петрограда» (1927) Александра Дейнеки. На выставке в Берне — 24 полотна Ходлера, в частности, та же «Ночь» с парным ей «Днем», «Озеро Тун в симметричном отражении» (1905) и несколько автопортретов художника.

Берн, Кунстмузеум
Ходлер. Параллелизм
До 13 января 2019
www.kunstmuseumbern.ch

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+