18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Спиритические сеансы с «матерью абстракционизма»

№68
Материал из газеты

Нефигуративные работы шведской художницы Хильмы аф Клинт выставили в Музее Гуггенхайма

В 1906 году по указанию духа, вызванного во время спиритического сеанса, шведская художница Хильма аф Клинт (1862–1944) порвала с академической традицией и взялась за создание серии из 193 картин, имеющих мало общего со знакомым нам вещественным миром. Закончив ее в 1915 году, художница написала, что хотела бы видеть свои картины на стенах круглого храма, где посетители поднимались бы вверх по «спиральному созерцательному пути». Теперь мечта художницы наконец осуществилась в выставке, открывшейся в Музее Гуггенхайма с его знаменитой спиральной лестницей Фрэнка Ллойда Райта, и дает пищу для раздумий над тем, кто же на самом деле был первопроходцем в абстракции.

Аф Клинт начала исследовать неизведанную до этого сферу беспредметного искусства раньше Василия Кандинского, которого принято считать отцом абстракционизма и работы которого легли в основу коллекции Соломона Гуггенхайма. А ее увлечение спиритуализмом и «миром невидимого», несомненно, заслуживает внимания наряду с теориями Кандинского и других столпов абстракции, большой поклонницей которой была соосновательница музея Хилла фон Ребай.

«Жизнь и творчество Хильмы заставляют переосмыслить историю абстракционизма, трактовку творчества художников и те интеллектуальные течения и теории, которыми они увлекались, — рассказывает куратор музея Трейси Башкофф. — Модернисты, которых мы называем пионерами, начали свои эксперименты на шесть-семь лет позже нее». Выставка охватывает именно этот новаторский период творчества аф Клинт, продлившийся с 1906 по 1920 год, рассказывая о связи художницы с модернизмом, ее интересе к теософии и научным открытиям.

Свои спиритические сеансы Хильда проводила с четырьмя другими художницами, во время которых они практиковали, естественно по указанию вызываемых духов, не только автоматический рисунок, но и автоматическое письмо. Заметим, задолго до сюрреалистов. В своей абстрактной серии «Картины для Храма» Хильда сумела создать и собственный оригинальный визуальный язык, непохожий ни на какой другой, соединяя биоморфные формы с геометрическими. 

«Спиритические кружки в то время были средой, где женщины могли выступать как носительницы определенных знаний, пусть и полученных столь нетрадиционным способом», — говорит Трейси Башкофф. Тем не менее, подчеркивает она, аф Клинт — вовсе не  аутсайдер, которых много всегда было всегда и везде. Цель этой выставки — изменить наше «представление о том, что аф Клинт была изолирована от большого мира с его новаторскими идеями и что сфера ее интересов в искусстве ограничивалась ее эксцентричными увлечениями». «Сегодня спиритические сеансы кажутся нам чем-то маргинальным, но тогда они играли весьма важную роль в жизни и художников, и интеллектуалов», — подчеркивает куратор.  

Музей Соломона Р. Гуггенхайма
Хильма аф Клинт. Картины для будущего
До 23 апреля 2019

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+