Спиритические сеансы с «матерью абстракционизма»

№68, ноябрь 2018
№68
Материал из газеты

Нефигуративные работы шведской художницы Хильмы аф Клинт выставили в Музее Гуггенхайма

Хильма аф Клинт. «Без названия». 1920. Фото: The Hilma Af Klint Foundation / Albin Dahlstrom, The Moderna Museet, Stockholm
Хильма аф Клинт. «Без названия». 1920.
Фото: The Hilma Af Klint Foundation / Albin Dahlstrom, The Moderna Museet, Stockholm

В 1906 году по указанию духа, вызванного во время спиритического сеанса, шведская художница Хильма аф Клинт (1862–1944) порвала с академической традицией и взялась за создание серии из 193 картин, имеющих мало общего со знакомым нам вещественным миром. Закончив ее в 1915 году, художница написала, что хотела бы видеть свои картины на стенах круглого храма, где посетители поднимались бы вверх по «спиральному созерцательному пути». Теперь мечта художницы наконец осуществилась в выставке, открывшейся в Музее Гуггенхайма с его знаменитой спиральной лестницей Фрэнка Ллойда Райта, и дает пищу для раздумий над тем, кто же на самом деле был первопроходцем в абстракции.

Аф Клинт начала исследовать неизведанную до этого сферу беспредметного искусства раньше Василия Кандинского, которого принято считать отцом абстракционизма и работы которого легли в основу коллекции Соломона Гуггенхайма. А ее увлечение спиритуализмом и «миром невидимого», несомненно, заслуживает внимания наряду с теориями Кандинского и других столпов абстракции, большой поклонницей которой была соосновательница музея Хилла фон Ребай.

«Жизнь и творчество Хильмы заставляют переосмыслить историю абстракционизма, трактовку творчества художников и те интеллектуальные течения и теории, которыми они увлекались, — рассказывает куратор музея Трейси Башкофф. — Модернисты, которых мы называем пионерами, начали свои эксперименты на шесть-семь лет позже нее». Выставка охватывает именно этот новаторский период творчества аф Клинт, продлившийся с 1906 по 1920 год, рассказывая о связи художницы с модернизмом, ее интересе к теософии и научным открытиям.

Хильма аф Клинт. «Группа X. Алтарь». 1915. Фото: The Hilma Af Klint Foundation / Albin Dahlstrom, The Moderna Museet, Stockholm
Хильма аф Клинт. «Группа X. Алтарь». 1915.
Фото: The Hilma Af Klint Foundation / Albin Dahlstrom, The Moderna Museet, Stockholm

Свои спиритические сеансы Хильда проводила с четырьмя другими художницами, во время которых они практиковали, естественно по указанию вызываемых духов, не только автоматический рисунок, но и автоматическое письмо. Заметим, задолго до сюрреалистов. В своей абстрактной серии «Картины для Храма» Хильда сумела создать и собственный оригинальный визуальный язык, непохожий ни на какой другой, соединяя биоморфные формы с геометрическими. 

«Спиритические кружки в то время были средой, где женщины могли выступать как носительницы определенных знаний, пусть и полученных столь нетрадиционным способом», — говорит Трейси Башкофф. Тем не менее, подчеркивает она, аф Клинт — вовсе не  аутсайдер, которых много всегда было всегда и везде. Цель этой выставки — изменить наше «представление о том, что аф Клинт была изолирована от большого мира с его новаторскими идеями и что сфера ее интересов в искусстве ограничивалась ее эксцентричными увлечениями». «Сегодня спиритические сеансы кажутся нам чем-то маргинальным, но тогда они играли весьма важную роль в жизни и художников, и интеллектуалов», — подчеркивает куратор.  

Музей Соломона Р. Гуггенхайма
Хильма аф Клинт. Картины для будущего
До 23 апреля 2019

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+