18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Спиритические сеансы с «матерью абстракционизма»

№68
Материал из газеты

Нефигуративные работы шведской художницы Хильмы аф Клинт выставили в Музее Гуггенхайма

В 1906 году по указанию духа, вызванного во время спиритического сеанса, шведская художница Хильма аф Клинт (1862–1944) порвала с академической традицией и взялась за создание серии из 193 картин, имеющих мало общего со знакомым нам вещественным миром. Закончив ее в 1915 году, художница написала, что хотела бы видеть свои картины на стенах круглого храма, где посетители поднимались бы вверх по «спиральному созерцательному пути». Теперь мечта художницы наконец осуществилась в выставке, открывшейся в Музее Гуггенхайма с его знаменитой спиральной лестницей Фрэнка Ллойда Райта, и дает пищу для раздумий над тем, кто же на самом деле был первопроходцем в абстракции.

Аф Клинт начала исследовать неизведанную до этого сферу беспредметного искусства раньше Василия Кандинского, которого принято считать отцом абстракционизма и работы которого легли в основу коллекции Соломона Гуггенхайма. А ее увлечение спиритуализмом и «миром невидимого», несомненно, заслуживает внимания наряду с теориями Кандинского и других столпов абстракции, большой поклонницей которой была соосновательница музея Хилла фон Ребай.

«Жизнь и творчество Хильмы заставляют переосмыслить историю абстракционизма, трактовку творчества художников и те интеллектуальные течения и теории, которыми они увлекались, — рассказывает куратор музея Трейси Башкофф. — Модернисты, которых мы называем пионерами, начали свои эксперименты на шесть-семь лет позже нее». Выставка охватывает именно этот новаторский период творчества аф Клинт, продлившийся с 1906 по 1920 год, рассказывая о связи художницы с модернизмом, ее интересе к теософии и научным открытиям.

Свои спиритические сеансы Хильда проводила с четырьмя другими художницами, во время которых они практиковали, естественно по указанию вызываемых духов, не только автоматический рисунок, но и автоматическое письмо. Заметим, задолго до сюрреалистов. В своей абстрактной серии «Картины для Храма» Хильда сумела создать и собственный оригинальный визуальный язык, непохожий ни на какой другой, соединяя биоморфные формы с геометрическими. 

«Спиритические кружки в то время были средой, где женщины могли выступать как носительницы определенных знаний, пусть и полученных столь нетрадиционным способом», — говорит Трейси Башкофф. Тем не менее, подчеркивает она, аф Клинт — вовсе не  аутсайдер, которых много всегда было всегда и везде. Цель этой выставки — изменить наше «представление о том, что аф Клинт была изолирована от большого мира с его новаторскими идеями и что сфера ее интересов в искусстве ограничивалась ее эксцентричными увлечениями». «Сегодня спиритические сеансы кажутся нам чем-то маргинальным, но тогда они играли весьма важную роль в жизни и художников, и интеллектуалов», — подчеркивает куратор.  

Музей Соломона Р. Гуггенхайма
Хильма аф Клинт. Картины для будущего
До 23 апреля 2019

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
6
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
7
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+