18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сохранности фриза Мунка угрожают пыль и строительный мусор

Ремонт в Университете Осло может нанести вред недавно отреставрированным картинам.

Монументальный фриз актового зала Университета Осло, созданный Эдвардом Мунком в 1909–1916 годах, был торжественно открыт в 2011 году после длительной реставрации. Этот фриз включает в себя 11 крупноформатных живописных панно в стиле экспрессионизма. Но не прошло и двух лет, как норвежский специалист по охране памятников указал, что на состоянии фриза могут отрицательно сказаться пыль и строительный мусор от наружного ремонта здания, который должен завершиться только летом 2013 года.

«Частицы штукатурки со стен здания содержат щелочи и, по сути, действуют как наждачная бумага», — говорит профессор университета Тине Фрёйсакер (она принимала участие в реставрации фриза). «Нас беспокоит, что эти частицы могут нанести ущерб живописи», — добавляет она. Для защиты от пыли были приняты определенные меры: например, внутри здания было искусственно повышено давление.

Эксперт напоминает, что картины подвержены особой опасности, поскольку не покрыты лаком. «Они слишком велики, чтобы их лакировать. Кроме того, это может испортить уникальную акустику зала, который именно благодаря ей попал в списки культурного наследия. Надо было сначала провести наружные работы, а уже потом ремонтировать здание внутри и заниматься реставрацией фриза», — говорит Фрёйсакер.

И все же она не винит в происходящем ни университет, ни подрядчика. «Правительство должно было предоставить средства раньше. Оно слишком поздно выделило деньги, и университет, который готовился в 2011 году праздновать 200-летие, уже не успел изменить свои планы», — объясняет она.

Фрёйсакер считает, что до восстановления фриз выглядел ужасно, поскольку многие годы страдал от непрофессиональной чистки. «Если бы вы попробовали провести рукой по поверхности, то рука почернела бы от пыли», — заверяет она. Больше всего внешний облик фриза портили загрязнения, накопившиеся в тех местах, где полотна крепятся к раме. Поэтому реставраторам пришлось изготовить новые рамы.

«Летом 2013 года строительные работы будут завершены, и тогда надо будет вновь проверить состояние картин», — говорит Фрёйсакер. «Но на это понадобятся деньги», — добавляет она.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+