Первый в России музей архитектурной художественной керамики открылся в Санкт-Петербурге

№68, ноябрь 2018
№68
Материал из газеты

Он стал частью Государственного музея истории Санкт-Петербурга и расположился в Государевом бастионе Петропавловской крепости

Самое интересное в новом музее — элементы фасадов, которые мало кем прежде были видены. Фото: Дмитрий Новик
Самое интересное в новом музее — элементы фасадов, которые мало кем прежде были видены.
Фото: Дмитрий Новик

В начале ХХ века архитектурную керамику — элементы декора фасадов, изразцовые печи и камины — собирали сотрудники Музея старого Петербурга, предшественника ГМИ СПб. В 1907– 1911 годах они через газеты обращались к подрядчикам с просьбой сообщать о сносимых домах, приезжали и спасали те ценные элементы, которые удавалось демонтировать. От той коллекции ничего не сохранилось. Как тут не вспомнить афоризм архитектора Ренцо Пьяно: «Керамика — это древнейший материал, который делается из земли и уходит в землю»!

Музей архитектурной художественной керамики. Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Музей архитектурной художественной керамики.
Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Нынешняя коллекция, а это более 11 тыс. предметов, создавалась в 1960– 1980-е годы спасательными группами из музейных сотрудников. Они тоже выезжали в дома, подлежавшие комплексному капитальному ремонту, снимали фризы, печи и все, что можно было спасти. Долгое время это богатство лежало в фондах музея, лишь изредка и фрагментарно появляясь на временных выставках. В 2018 году к 100-летию Музея истории Санкт-Петербурга было решено открыть небольшой музей, для чего собрали 25 изразцовых печей, которые иллюстрируют собой все архитектурные стили Петербурга. Начало — петровское барокко, отмеченное голландской плиткой, и работы реставратора Бориса Мицкевича для петергофского дворца «Монплезир». Две белоглазурованные печи с изображениями Флоры и Марса относятся к эпохе классицизма, которая обходилась строгими формами и монохромными решениями. Историзм, или эклектика, представлен деталями облицовки печи из Мраморного дворца. Печь по эскизу Александра Брюллова была разобрана при создании во дворце филиала музея Ленина. Три изразца сохранились от печи Николаевского дворца. Среди нескольких печей эпохи модерна Мария Макогонова, историк петербургской архитектуры, куратор проекта, выделила зеленую печь, созданную по проекту Карла Майера, ученика Петера Беренса.

Архитектурная керамика для петербургских домов производилась на лучших предприятиях. Среди них — Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова, Художественно-керамическое производство «Гельдвейн — Ваулин», Ракколаниокский гончарный завод, завод «Або», гончарный завод М.Харламова, Саксонская печная фабрика Эрнста Тайхерта в Майсене.

В Петропавловской крепости появилось новое музейное пространство. Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга
В Петропавловской крепости появилось новое музейное пространство.
Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Чтобы показать, «откуда есть пошел» русский изразец, специальный раздел в новом музее отведен под показ находок, сделанных сотрудниками Института археологии РАН в ходе многолетних раскопок в Новом Иерусалиме. Они завершились в прошлом году. Кроме изразцов XVII века, это редкие опыты 1709 года — пластины с фигурами людей, созданные шведскими мастерами, которых пригласил в Россию Петр I. Помимо академического института, Государственного Эрмитажа и Государственного музея-заповедника «Петергоф», свои предметы предоставили несколько музеев из российских регионов и Гомельский дворцово-парковый ансамбль из Белоруссии. Самое интересное в новом музее — элементы фасадов, которые мало кем прежде были видены. Упомянем, в частности, семиметровое панно с фантастическими сюжетами со здания конторы «Гельдвейн — Ваулин» на Благовещенской площади (ныне — площадь Труда, 3). При реставрации купола соборной мечети оказались демонтированы обветшавшие фрагменты майолики — теперь их можно рассмотреть вблизи. Майоликовый же фриз с изображением ангелов с колокольни храма Анны Кашинской на Большом Сампсониевском проспекте был создан по эскизу знаменитого скульптора Александра Матвеева. Этот фриз демонтировали еще в 1970-е. А совсем недавно, в 2018 году, при реставрации овального керамического панно с цветочным рисунком, которое украшало фасад особняка Бремме (12-я Линия, 41), под деревянной рамой была обнаружена загадочная подпись глазурями: «БКМ». Кто за ней скрывается — пока неизвестно.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
4
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
5
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
6
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+