18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Показательный жест показательного коллекционера Умара Джабраилова

Умар Джабраилов передал в дар Московскому музею современного искусства 168 работ российских художников.

Предприниматель Умар Джабраилов передал 168 работ (часть своего собрания) в Московский музей современного искусства (ММОМА). Занимавший посты представителя в Совете Федерации России от Чеченской Республики (2004–2009), заместителя председателя Комитета Совета Федерации по международным делам (2004–2009), Умар Джабраилов в начале 2000-х был не только постоянным героем светской хроники, но и одним из самых ярких завсегдатаев галерей современного искусства. В 2000 году он начал приобретать произведения современных российских авторов на ярмарке «Арт Москва», на которой вскорости его прозвали «Почетный покупатель». Очевидно, это произошло под влиянием галеристки и художника Айдан Салаховой, с которой он водил дружбу и которая в тот момент входила в экспертный совет «Арт Москвы». В свою очередь, труд но отрицать, что публично демонстрируя свой интерес к российскому современному искусству, Умар Джабраилов был одним из тех, кто спровоцировал моду и бум на его коллекционирование.

«Умару Джабраилову удалось собрать значительную по объему и качеству коллекцию работ современных, преимущественно отечественных, художников. В этом смысле щедрый, действительно бескорыстный дар Джабраилова представляется вполне закономерным и рациональным шагом, тем более что передача коллекции музею позволит сохранить ее в целостности, а имя мецената останется в истории», — говорят кураторы выставки Новый элемент в ММОМА Андрей Егоров и Анна Арутюнян, представляющей публике подаренные работы. По их словам, в какой-то момент у собирателя возникают сложности с хранением и консервацией работ, в этом случае нужно либо создавать частный музей или фонд собственными силами, либо доверить коллекцию уже существующей государственной институции. А так как Джабраилов — председатель Попечительского совета ММОМА, то его дар именно этой институции очевиден.

Из 168 переданных музею работ 19 не атрибутированы, следовательно, за безымянными холстами имеет шанс обнаружиться несколько серьезных имен. Остальные принадлежат как топ-именам (Павел Пепперштейн, Тимур Новиков, Константин Звездочетов, Константин Худяков, Франсиско Инфанте Арана), так и молодым совре менным российским художникам (Александр Дашевский, Александр Стрелец). Текущая рыночная стоимость собрания, по нашей оценке, исходя из количества работ каждого автора, составляет $1–1,2 млн. Особого внимания заслуживает подбор авторов. Так, 60% художников из нового пополнения музейного фонда не имеет аукционной истории, но это в России удивлять перестало. Около 30% художников должны сказать спасибо дважды: в первый раз своему лобби — за возможность попасть в коллекцию Джабраилова, во второй — самому меценату, фактически обязавшему музей вписать новую строчку в резюме малоизвестных авторов. При беглом просмотре имен собрания можно узнать советчиков, склонивших коллекционера к покупке, едино го менеджмента коллекции у Джабраилова в то время не было. Об этом говорят сами произведения. Работы украинских художников Владимира Агапова, Олега Тистола соседствуют с государственными любимчиками Никасом Сафроновым и Михаилом Шемякиным. Шесть подаренных ММОМА работ Александры Вертинской говорят о том, что не обошлось без влияния Емельяна Захарова, совладельца московской галереи «Триумф»: Вертинская — его жена. Сам Захаров утверждает, что он ни при чем, Джабраилов и Вертинская — друзья. Партнер по галерейному бизнесу Дмитрий Ханкин говорит, что Джабраилов, приходя в «Триумф», покупал все «от правой стенки до левой». Несколько работ Натальи Турновой — это может быть Михаил Крокин: именно эта галерея в 2000-х годах занималась ею. Работы Константина Звездочетова и Павла Пепперштейна могли быть приобретены в галереях XL и «Риджина». Особенно любопытны 38 работ итальянца Альдо Роты, абстрактного живописца, ни разу не выходившего на серьезные аукционы вне Италии и имеющего наивысшим публичным результатом продажу за €3,5 тыс. Он, по сообщениям СМИ, принимал участие в формировании собрания Джабраилова по части зарубежных авторов, занимался развеской произведений искусства в его особняке. О дальнейшей судьбе коллекции Джабраилова в музее кураторы говорят так: «Внутри музейных фондов эти новые приобретения составят отдельную именную группу и их особый провенанс всегда будет указываться при экспонировании». Сам Умар Джабраилов заходил на выставку и, по словам кураторов, положительно оценил экспозицию. Сейчас он живет в Монако и к современному искусству особого интереса не проявляет, но, как считает Дмитрий Ханкин, обязательно вернется к коллекционированию.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+