18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Вторая кожа заказчика

№68
Материал из газеты

Мужской костюм как символ всего

Исследуя 400-летнюю историю европейских одеяний, предназначенных для мужчин, известный историк моды, профессор Эдинбургского университета Кристофер Бруард, знакомый русскоязычным читателям по книге того же издательства «Модный Лондон: одежда и современный мегаполис», конечно, рассказывает историю эстетических предпочтений, техник, практик, условностей, предрассудков, проекций, мифов — словом, всего того, что обыкновенно сопровождает существование высокосимволизированных предметов (а мужской костюм именно таков). По «Модному Лондону» мы уже представляем себе характерную для автора многоохватность взгляда.  Так происходит и на сей раз. Разговор о костюме и его эволюции оказывается разговором об экономике, этике, психологии, социологии, антропологии, географии: в этом типе одежды сфокусировались они все. Но прежде всего Бруард представляет нам историю особого вида искусства, показывая, как оно устроено и какие многообразные, чуткие связи соединяют его с культурным целым.

Нет, это не искусство дизайна и пошива одежды, оно — лишь следствие. Главное здесь — искусство формирования человека, его тела и души одновременно, тонкой его настройки. Сам же по себе костюм, «вторая кожа заказчика», не более чем инструмент этого искусства. Зато — вопреки элегантной простоте своих классических форм (или благодаря ей) — устроенный исключительно сложно. Эта триада — «пиджак с длинными рукавами, застегивающийся на пуговицы, с лацканами и карманами, безрукавный жилет, который надевают под пиджак в случае костюма-тройки, и длинные брюки» — «транслирует истины более глубокие, чем простое сочетание ткани, ножниц и ниток», уверяет автор.

Впрочем, это повествование с законченным сюжетом. И завершается оно тем, что дни классического мужского костюма, видимо, сочтены. «Сегодня его классические линии более чем когда-либо открыты проявлениям авангардизма», дизайнеры самовыражаются в нем кто во что горазд. Однако не забудем, что речь для Бруарда идет прежде всего о ценностях и идеях. Костюм — их следствие и имеет все шансы прожить «еще четыре сотни лет». При одном условии: если только «ценности разума, равенства, красоты и прогресса… будут так же долговечны». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+