18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лев и орлы вернулись на Остоженку: завершена реставрация особняка Кекушевой

Реставрация одного из самых известных в Москве зданий в стиле модерн проведена впервые с момента его постройки Львом Кекушевым в 1903 году

С напоминающим готический замок особняком на Остоженке связано немало легенд. По одной из них, здесь жила булгаковская Маргарита, другая гласит, что после развода жена Льва Кекушева Анна вышла замуж за его помощника Василия Кузнецова, помогавшего проектировать родовое гнездо. Но когда дом строился, жить в нем Кекушевы и трое их детей собирались долго и счастливо. Чему в немалой степени должно было поспособствовать оснащение по последнему слову техники: здесь было проведено электричество, отопление и канализация. 

После революции, как многие частные московские дома, этот отошел Бюро по обслуживанию иностранцев — предшественнику ГлавУпДК при МИД России, и до недавнего времени тут располагалось бюро военного атташе Египта. 

Сегодня, когда проходишь мимо здания по Остоженке, кажется, что ничего кардинального с ним не случилось, однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что изменений более чем достаточно. 

Самое заметное — на крыше вновь стоит лев, бесследно пропавший в 1920–1930-е годы. Как рассказал The Art Newspaper Russia архитектор ГлавУпДК при МИД России Алексей Очнев, прообразом копии стали львы на мосту Нуссдорфского шлюза через Дунайский канал, построенного главным мастером венского модерна Отто Вагнером. Неизвестно, видел ли Кекушев мост (хотя по времени создания вполне мог), но, если сравнить архивные снимки и этих львов, композиционное сходство очевидно.

Вернулись на башню и утраченные лепные орлы; был расчищен от загрязнений нарядный декор с характерными для модерна растительными мотивами, освобожден от поздних наслоений бетона камень на цоколе, а черепица на крыше теперь воспроизводит историческую по чудом сохранившемуся образцу. Цвету фасадов оставлен прежний колорит, но он стал сложнее: кирпич выкрашен в пять оттенков, как это было и в более раннем доме Кекушева в Глазовском переулке, известном сейчас как особняк Листа.

В здании сделали гидроизоляцию подвала, который страдал от сточных вод с Остоженки, укрепили грунты и усовершенствовали все инженерные системы, раскрыли заложенные в советское время окна и дверные проемы, привели в порядок дошедшие до наших дней ворота. Что касается интерьеров, то им вернули задуманный Кекушевым травянисто-охристый колорит, а двери вновь стали из темного дерева. Специалистов ждала и находка: потолочные балки при подробном исследовании оказались деревянными, а не оштукатуренными гипсовыми, какими их увидели реставраторы. Но главное — была демонтирована и бережно восстановлена лестница из центрального объема здания, вокруг которого построен весь интерьер. 

В общей сложности восстановление особняка заняло четыре года — поровну на проектирование и все работы. Во сколько обошлась реставрация, не сообщается, но аккуратно говорится, что это «колоссальные суммы», которые ГлавУпДК при МИД России готово тратить — главное, чтобы сохранились памятники. Пока что дом пустует, но вскоре его займет иностранное представительство, а для всех заинтересованных он будет открыт в дни исторического и культурного наследия.

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+