Лев и орлы вернулись на Остоженку: завершена реставрация особняка Кекушевой

Реставрация одного из самых известных в Москве зданий в стиле модерн проведена впервые с момента его постройки Львом Кекушевым в 1903 году

Особняк Анны Кекушевой. Фото: ГлавУпДК при МИД России
Особняк Анны Кекушевой.
Фото: ГлавУпДК при МИД России

С напоминающим готический замок особняком на Остоженке связано немало легенд. По одной из них, здесь жила булгаковская Маргарита, другая гласит, что после развода жена Льва Кекушева Анна вышла замуж за его помощника Василия Кузнецова, помогавшего проектировать родовое гнездо. Но когда дом строился, жить в нем Кекушевы и трое их детей собирались долго и счастливо. Чему в немалой степени должно было поспособствовать оснащение по последнему слову техники: здесь было проведено электричество, отопление и канализация. 

После революции, как многие частные московские дома, этот отошел Бюро по обслуживанию иностранцев — предшественнику ГлавУпДК при МИД России, и до недавнего времени тут располагалось бюро военного атташе Египта. 

Сегодня, когда проходишь мимо здания по Остоженке, кажется, что ничего кардинального с ним не случилось, однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что изменений более чем достаточно. 

Самое заметное — на крыше вновь стоит лев, бесследно пропавший в 1920–1930-е годы. Как рассказал The Art Newspaper Russia архитектор ГлавУпДК при МИД России Алексей Очнев, прообразом копии стали львы на мосту Нуссдорфского шлюза через Дунайский канал, построенного главным мастером венского модерна Отто Вагнером. Неизвестно, видел ли Кекушев мост (хотя по времени создания вполне мог), но, если сравнить архивные снимки и этих львов, композиционное сходство очевидно.

Вернулись на башню и утраченные лепные орлы; был расчищен от загрязнений нарядный декор с характерными для модерна растительными мотивами, освобожден от поздних наслоений бетона камень на цоколе, а черепица на крыше теперь воспроизводит историческую по чудом сохранившемуся образцу. Цвету фасадов оставлен прежний колорит, но он стал сложнее: кирпич выкрашен в пять оттенков, как это было и в более раннем доме Кекушева в Глазовском переулке, известном сейчас как особняк Листа.

В здании сделали гидроизоляцию подвала, который страдал от сточных вод с Остоженки, укрепили грунты и усовершенствовали все инженерные системы, раскрыли заложенные в советское время окна и дверные проемы, привели в порядок дошедшие до наших дней ворота. Что касается интерьеров, то им вернули задуманный Кекушевым травянисто-охристый колорит, а двери вновь стали из темного дерева. Специалистов ждала и находка: потолочные балки при подробном исследовании оказались деревянными, а не оштукатуренными гипсовыми, какими их увидели реставраторы. Но главное — была демонтирована и бережно восстановлена лестница из центрального объема здания, вокруг которого построен весь интерьер. 

В общей сложности восстановление особняка заняло четыре года — поровну на проектирование и все работы. Во сколько обошлась реставрация, не сообщается, но аккуратно говорится, что это «колоссальные суммы», которые ГлавУпДК при МИД России готово тратить — главное, чтобы сохранились памятники. Пока что дом пустует, но вскоре его займет иностранное представительство, а для всех заинтересованных он будет открыт в дни исторического и культурного наследия.

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
7
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+