18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Порча картины приравнена к преступлению

№67
Материал из газеты

Арт-дилер судился с реставратором из-за неквалифицированной работы восемь лет

Суд Мюнхена обязал реставратора заплатить €26 тыс. арт-дилеру, обвинившему того в порче четырех картин маслом, доверенных ему для расчистки. Этот приговор подтвердил вынесенное в июле решение местного суда и поставил точку в разбирательстве, затянувшемся на целых восемь лет.

В числе четырех произведений была небольшая картина немецкого художника XIX века Карла Шпицвега под названием «Писатель» (1880). По словам мюнхенского дилера Андреаса Баумгартля, эта работа, выполненная маслом на доске, послужила эскизом для более крупного произведения. Он доверил картины реставратору, имя которого не называется по юридическим причинам, однако известно, что он занимается реставрацией искусства уже 40 лет и работает в Баварии. Согласно заявлению Баумгартля, реставратор снял не только лак, но и верхнюю часть красочного слоя. «Картины были абсолютно испорчены», — утверждал арт-дилер. 

В августе Высший земельный суд Мюнхена постановил, что ценность работы Шпицвега значительно снизилась в результате неправильно проведенной реставрации. В 2009 году она оценивалась в €14 тыс., но в 2011-м была продана на торгах аукционного дома Van Ham в Кельне всего за €5,5 тыс.

«Знаток творчества Шпицвега уже не приобретет картину в ее нынешнем состоянии, потому что он знает кисть этого художника, а теперь мазки совершенно не его», — считает суд. 

Реставратор отверг обвинения и заявил, что картины были доставлены ему уже в плохом состоянии. Вместе с работой Шпицвега Баумгартль заказал расчистку произведений Альфонса Шпрингса, Эдуарда фон Грюцнера и Эрнста Кайзера. На одном из заседаний эксперт сообщил, что после реставрации работа Кайзера «не подлежит восстановлению».

В решении суда говорится, что сравнение с цифровыми фотографиями в высоком разрешении показывает: после расчистки картины стали менее четкими. Суд сделал вывод, что реставратор нарушил этические принципы своей профессии и думал в первую очередь о том, «чтобы потратить на работу как можно меньше времени и усилий». Если бы он сперва проверил действие растворителя на небольшом участке каждой из доверенных ему картин, это позволило бы «избежать повсеместного выцветания и растворения красок», решили судьи.  «Какое облегчение, что все наконец закончилось, — сказал Баумгартль. — Этот процесс тянулся целую вечность».  

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+