Фестиваль «Территория» сделал MMOMA «Музеем вымысла»

В Москве проходит XIII Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория», объединяющий театр, музыку, изобразительное искусство, перформанс и проекты, созданные на стыке жанров и не всегда вписывающиеся в какую-то одну художественную дисциплину

Видеоинсталляция «Музей вымысла I. Империя» аргентинского художника Матиаса Умпьерреса. Фото: Studio Matias Umpierrez
Видеоинсталляция «Музей вымысла I. Империя» аргентинского художника Матиаса Умпьерреса.
Фото: Studio Matias Umpierrez

Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре принимает два события фестиваля: спектакль виртуальной реальности «Вист/Whist» британской танцевальной компании АФЕ и видеоинсталляцию «Музей вымысла I. Империя» аргентинского художника Матиаса Умпьерреса, ученика известного в России канадского режиссера Робера Лепажа.

«Музей вымысла» — это интерпретация «Макбета» Шекспира, действие которого происходит в постфранкистской Испании. Роль леди Макбет исполняет Робер Лепаж, а испанская «альмодоваровская» актриса Анхела Молина играет Макбета. В истории о жажде власти и зарождении имперского сознания гендер действительно не имеет значения, а настоящему актеру не важно, играть мужскую или женскую роль. В конце концов, и в театре кабуки, и в шекспировском театре мужчины исполняли все роли.

В первом зале, драматично подсвеченном красным, зрители настраиваются на атмосферу, знакомятся с действующими лицами представления, которые безмолвно существуют на экранах (немного напоминая ожившие портреты другого героя фестиваля, Роберта Уилсона). После знакомства гостей приглашают во второй зал, в котором 20 зрительских мест со всех сторон окружены большими экранами.

Спектакль виртуальной реальности «Вист/Whist» британской танцевальной компании АФЕ. Фото: AΦE
Спектакль виртуальной реальности «Вист/Whist» британской танцевальной компании АФЕ.
Фото: AΦE

Умпьеррес — живущий в Испании аргентинец, а его родители уругвайцы, в которых есть испанская, французская баскская и итальянская кровь, так что Матиас отчетливо ощущает себя «на границе», для него в равной степени важны проявления каждой национальной особенности. Возможно, именно поэтому он стремится быть междисциплинарным художником, смешивая разные виды искусства, но всегда уделяя особое внимание театру. Каким он должен быть в 2018 году? Нужны ли ему актеры? А зрители? Обязательно ли действие должно быть живым и происходить на сцене? Что, если перенести его в музейное пространство и представить на экранах?

Посетители музеев часто заглядывают в залы с видеоартом, задерживаются на несколько минут и выходят. Выйти из «Музея вымысла» невозможно, потому что от него невозможно оторваться (хотя в данном случае и зайти на него случайно не получится). При минимальных изобразительных средствах и декорациях перед вами полноценный спектакль, отлично сыгранный, идеально технически собранный, физически погружающий зрителя в центр действия без дополнительных VR-приспособлений, заставляющий переживать.

Вызывать схожие эмоции, по задумке создателей, должен и спектакль «Вист/Whist». Аои Накамура и Эстебан Фурми хотят сделать танец ближе к зрителям настолько, что предлагают им надеть очки виртуальной реальности и посмотреть фильм, вдохновленный психоанализом Зигмунда Фрейда. Чтобы перейти из одной главы повествования в другую, нужно физически найти в зале нужный объект и прикоснутся к нему. Виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальность — конечно, соблазнительные для создателей современного искусства технологии, но в случае с «Вистом» они, к сожалению, существуют сами по себе и не добавляют зрителю захватывающих переживаний, которые ему обещаны. «Музей вымысла» же справляется с этим с помощью вполне традиционных технических средств намного лучше.

Московский музей современного искусства (Гоголевский бул., д. 10)
Видеоинсталляция «Музей вымысла I. Империя»
До 24 октября
Спектакль «Вист/Whist»
До 22 октября

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+