18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Скандальную коллекцию Жанны Буллок готов принять музей «Новый Иерусалим»

Музейно-выставочный комплекс в Московской области может получить предметы из собрания супругов — мецената Жанны Буллок и экс-министра финансов Московской области Алексея Кузнецова

Пресс-служба музея «Новый Иерусалим» в Истре подтвердила, что он готов принять конфискованную в рамках дела о мошенничестве и отмывании доходов коллекцию, которой, впрочем, необходима экспертиза на подлинность. Пока неизвестно, что именно из обширного и разнообразного собрания произведений искусства, принадлежавшего супружеской чете, будет передано в подмосковный музей.

Жанна Буллок, с 2001 года президент группы девелоперских компаний RIGroup, прославилась в художественном мире как коллекционер, меценат, инициатор многих проектов, связанных с искусством и благотворительностью в России и за рубежом. Она состояла в попечительском совете Фонда Соломона Гуггенхайма и входила в оргкомитет эпохальной выставки русского искусства нескольких столетий Russia!, открывшейся в нью-йоркском Музее Гуггенхайма в 2005 году. В Нью-Йорке же при ее поддержке прошли гастроли Российского национального оркестра Михаила Плетнева. В Москве благодаря Жанне Буллок были показаны фильмы знаменитого американского видеоартиста Мэтью Барни, а также ретроспективы американской звезды Барбары Крюгер и фотохудожника Бориса Михайлова, организованные в 2008 году вместе с Мультимедиа Арт Музеем, в специальных новых залах на «Винзаводе». Жанна Буллок поддерживала больницы и центры по борьбе с раковыми заболеваниями, образовательные программы для детей из неблагополучных семей.

Однако эту деятельность пришлось свернуть, когда в 2008 году было возбуждено дело о хищениях и коррупции сначала против ее мужа Алексея Кузнецова, к тому моменту экс-министра финансов и вице-губернатора правительства Московской области, а потом и против нее самой — с обвинениями в мошенничестве в особо крупном размере, хищениях из госбюджета и отмывании денег. Алексей Кузнецов спешно покинул Россию, Жанна Буллок уехала еще раньше и живет в США (она имеет американское гражданство), якобы с новым мужем. Имущество Буллок — Кузнецова было арестовано.

Следствие продолжалось несколько лет, и только в январе нынешнего, 2018 года, Басманный суд Москвы вынес заочный приговор Жанне Буллок — 11 лет колонии. «Сумма ущерба от этих преступлений составила почти 12 млрд руб.», — сообщила журналистам Светлана Петренко, официальный представитель Следственного комитета РФ. Суд постановил конфисковать имущество супругов, в том числе собрание предметов искусства, в счет погашения гражданских исков, а оставшаяся часть пойдет в доход государства.

О судьбе коллекции несколько лет не было ничего известно, пока в октябре 2014 года часть ее не обнаружили на одном из промышленных складов в Санкт-Петербурге. Сведения об этой коллекции весьма противоречивы — от количества произведений (называются разные цифры) до их качества (от банального антиквариата до шедевров художников с мировыми именами). Вот что рассказывала сама Жанна Буллок в 2008 году в интервью журналу Time Out: «У нас неплохая корпоративная коллекция — она создана на основе моего собственного опыта, видения, вкуса. Это очень разноплановая коллекция, она включает и русских художников, и художников из бывших советских республик, есть и китайцы, и индусы, и американцы». В западном глянце Жанна Буллок позировала на фоне работ современных художников и дизайнеров: Чака Клоуза, Барбары Крюгер и братьев Кампана.

По словам людей, видевших коллекцию и на складе в Петербурге, и до начала следствия в доме Кузнецова и Буллок, она представляет собой довольно пестрое собрание. По мнению некоторых, это, скорее, не художественная коллекция в полном смысле слова, а обстановка богатого дома с большим количеством картин, мебели, посуды, коллекционного оружия. По некоторым данным, в коллекции находится 27 картин, 8 скульптур, иконы, собрание дорогих книг и оружия. Среди авторов, как сообщается в решении суда, — художники Николай Богданов-Бельский, Иван Грабовский и Петр Кончаловский. Есть работы, приписываемые Василию Кандинскому, Сержу Полякову, Вере Рохлиной, Роберту Фальку, Алексею фон Явленскому. Довольно большую группу составляют произведения современных художников, в частности, упоминается имя Вильяма Бруя.

«На мой взгляд, это было интересное собрание, — рассказал нам Николас Ильин, советник директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского. — Десятки картин — это не просто украшение стен, это коллекция. Я видел у них в доме картину, на которой стояло имя Кандинского, но я не специалист в этой области и не могу утверждать, подлинник это или подделка. У них было много книг. На мой взгляд, это были, скорее, просто красивые и дорогие книги, которые покупают очень богатые люди. Как и коллекция оружия, вероятно очень дорогого, но не факт, что оно имеет музейную ценность».

По словам Сергея Подстаницкого, искусствоведа и коллекционера, некоторые из этих произведений несколько лет назад предлагали купить его друзьям. «Отдельные вещи из этой коллекции были мне знакомы, и, когда в 2014 году по телевидению прошел сюжет с оперативной съемкой из того склада, где обнаружились вещи Буллок, я увидел среди них те самые картины, которые предлагали моим знакомым, — рассказал Сергей Подстаницкий. — Еще там был большой Фальк, совершенно фальшивый, были какие-то вещи с придуманными именами. Из хороших вещей — отличное масло Бориса Григорьева, достаточно раннее, примерно 1915 года, что-то с чертями. И это, по-моему, была единственная вещь музейного уровня, все остальное — сомнительное. Что-то неплохое было из шестидесятников, мастера Белютинской школы (ученики Элия Белютина. — TANR). Но эта коллекция требует серьезной проверки».

«Мы будем рады, если нам передадут коллекцию Буллок и Кузнецова, но пока нет решения суда по факту передачи, и мы не знаем, что именно к нам попадет», — сказала пресс-секретарь музея «Новый Иерусалим» Марина Зацепина. По ее словам, сотрудники музея тоже слышали от экспертов сомнения в подлинности и музейной ценности вещей из собрания Буллок — Кузнецова. «Безусловно, мы ничего не примем в фонды без предварительной проверки. После осмотра вещей мы планируем сразу же назначить экспертизу», — сообщила она.

Неизвестна пока и судьба другой части этой коллекции (около полутора тысяч предметов), которая была передана в 2014 году в Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Как рассказала Вероника Коппель, главный хранитель, коробки с этими предметами передал им на хранение Следственный комитет. «Мы не имеем права их открывать и не знаем, будут ли они переданы куда-то впоследствии», — уточнила она.

В ближайшее время станет известно, что именно получит новоиерусалимский музей, что будет передано в другие музеи, а что — продано.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+