18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Подарочное издание: Музей театрального и музыкального искусства празднует 100-летие

В Шереметевском дворце открылась выставка «100 + 10», включающая новые приобретения и дары музею за последние десять лет. Среди подарков — графика Гончаровой и Ларионова, костюмы от Кардена и редкие глиняные свистульки

Фрагмент экспозиции керамических свистулек (сосудофлейт). Фото: Екатерина Вагнер
Фрагмент экспозиции керамических свистулек (сосудофлейт).
Фото: Екатерина Вагнер

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства отмечает двойной юбилей — 100-летие основания и 110-летие коллекции, начало которой положено «Первой русской театральной выставкой» 1908 года (на ней демонстрировались предметы из собраний знаменитых петербургских актеров Марии Савиной и Ивана Горбунова, коллекционеров Алексея Бахрушина, Левкия Жевержеева и Валериана Светлова, часть ее экспонатов вошла в музейную коллекцию). Нестандартность названия юбилейной выставки оценил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. «Столетия за прошлый год нам всем уже надоели: 100 лет того, 100 лет сего… А „100 + 10“ — это очень тонко и изящно», — заметил он на открытии.

Перчаточные куклы «Генерал» и «Генерал в каске». 1942–1943. Фото: Екатерина Вагнер
Перчаточные куклы «Генерал» и «Генерал в каске». 1942–1943.
Фото: Екатерина Вагнер

Среди новых поступлений — перчаточные куклы, с которыми концертные бригады во время Великой Отечественной войны гастролировали по госпиталям, архивы Сержа Лифаря и балерины Илларии Ладре, старинные музыкальные инструменты, костюмы, созданные Пьером Карденом для Майи Плисецкой, и даже коллекция из 322 керамических свистулек всех времен и народов — вписать ее в экспозицию дизайнерам было особенно непросто. Михаил Барышников подарил музею берет Рудольфа Нуреева и 39 рисунков Сергея Судейкина — эскизы костюмов к опере «Сорочинская ярмарка», поставленной в Метрополитен-опера в 1930 году. Пожалуй, самое ценное из поступлений — уникальная коллекция театральной графики, более 800 листов, Нины и Никиты Лобановых-Ростовских, выкупленная у владельцев и подаренная музею фондом «Константиновский». Недавно к ней добавились еще 62 работы — личный дар Нины Лобановой-Ростовской. Этому собранию на выставке отведен целый зал, правда не такой большой, как тот, где представлены костюмы Плисецкой.

Фрагмент экспозиции зала живописи и графики. Фото: Екатерина Пономарева
Фрагмент экспозиции зала живописи и графики.
Фото: Екатерина Пономарева

Соединить весь этот довольно разнородный материал в гармоничное целое и вписать его в исторические интерьеры Шереметевского дворца на набережной Фонтанки поручили немецким дизайнерам Уве Брюкнеру и Ульрике Шлемм. Для решения этой задачи потребовались изобретательность и, что немаловажно, озарение — на открытии Брюкнер признался, что идея экспозиции пришла к нему во сне. К вопросу дизайнеры подошли тактично. Разным жанрам — фотографии, живописи, графике, костюму — отведено отдельное пространство, зал или часть зала. Резкой границы между постоянной экспозицией и выставкой нет, а маршрут посетителя обозначен тонкой синей линией на полу. Даже со свистульками удалось справиться: из них сделали свисающую с потолка конструкцию — мобиль.

Левон Лазарев. «Бесы» Ф.М.Достоевского. Фото: Екатерина Пономарева
Левон Лазарев. «Бесы» Ф.М.Достоевского.
Фото: Екатерина Пономарева

Самое спорное решение, пожалуй, выбрано для коллекции Лобановых-Ростовских. Чтобы уместить на стенах побольше графики, дизайнеры прибегли к ковровой развеске — работы висят в четыре-пять рядов от пола до потолка. В итоге зрителям, желающим во всех деталях рассмотреть графические шаржи Михаила Ларионова, портрет Анны Павловой работы Василия Шухаева, эскизы костюмов и декораций Льва Бакста, Александра Бенуа, Наталии Гончаровой, Эль Лисицкого, Марка Шагала и других, лучше запастись биноклем. Разумеется, театральным!

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
100 + 10
До 23 января 2019 года

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+