18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

В Пушкинском музее покажут «„Парижские вечера“ баронессы Эттинген»

№66
Материал из газеты

Центральной темой выставки станет знаменитый салон — одна из ключевых точек на художественной карте Парижа начала XX века, место встреч новаторов в искусстве — художников, литераторов, критиков и музыкантов

В начале ХХ века в апартаментах на бульваре Распай встречались литераторы и художники, стены украшали картины, которым сегодня позавидовал бы любой мировой музей, издавался даже журнал. И за всем этим стояла хозяйка салона — баронесса Элен Эттинген, биография которой соткана из мифов. По одному из них, ее отцом был император Франц-Иосиф (на самом деле — польский дворянин Франц Миончинский). А титул и звучную фамилию Элен получила от недолгого брака с офицером царской армии бароном Отто фон Эттингеном. Последующие ее романы составляли причудливые многоугольники. Итальянский художник Арденго Соффичи, тоже павший жертвой чар баронессы, писал, что «это была одна из губительных женщин породы героинь поэм Пушкина и Лермонтова или из романов Достоевского». Элен приехала в Париж в 1903 году. Там уже жил ее двоюродный брат художник Сергей Ястребцов, взявший псевдоним Серж Фера. Пока не грянула революция, стабильный доход в Российской империи не только обеспечивал обоим безбедную жизнь, но и давал возможность меценатствовать. 

Одними из первых они разглядели талант Анри Руссо, поддерживали в начале пути Амедео Модильяни, Леонара Фужиту, Осипа Цадкина и Хаима Сутина. Выкупили права на издание журнала Les soirées de Paris («Парижские вечера») и подарили своему другу Гийому Аполлинеру, который превратил его в рупор авангарда, настолько влиятельный, что коллекционеры, как Сергей Щукин, спешили купить опубликованные в нем работы. Был вхож в их круг и Пабло Пикассо, увлекший Сержа кубизмом, а баронесса давала испанцу уроки русского языка, после чего на его картинах появились русские буквы.

Вокруг жизни этой удивительной пары и построена выставка, собранная из европейских и российских частных коллекций и музеев. В отсутствие прямых наследников архив и  коллекция Элен и Сержа достались семье Руссо (не художника), глава которой работал с Фера в 1930-е годы, и  нынешний его хранитель Альбан Руссо тоже дает работы из нее для выставки. Из Музея Оранжери в Париже едет «Свадьба» Анри Руссо. Городской музей Хельсинки шлет портрет возлюбленного баронессы Леопольда Сюрважа кисти Модильяни. Из Центра Помпиду и Музея современного искусства города Парижа прибывают работы Александра Архипенко, Сони Делоне, Фернана Леже и Франсиса Пикабиа. 

Рисунки поэтов, подушки и ширмы, эскизы костюмов, которыми промышляла Эттинген, поздние работы Фера дополняют картину. Куратор выставки Алексей Петухов обещает и образовательную программу к выставке, а также первый в музее модный показ аутентичных и реконструированных платьев с 1900-х годов (Элен была еще и законодательницей мод).

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Парижские вечера баронессы Эттинген
25 сентября – 13 января 2019

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+