18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

В Пушкинском музее покажут «„Парижские вечера“ баронессы Эттинген»

№66
Материал из газеты

Центральной темой выставки станет знаменитый салон — одна из ключевых точек на художественной карте Парижа начала XX века, место встреч новаторов в искусстве — художников, литераторов, критиков и музыкантов

В начале ХХ века в апартаментах на бульваре Распай встречались литераторы и художники, стены украшали картины, которым сегодня позавидовал бы любой мировой музей, издавался даже журнал. И за всем этим стояла хозяйка салона — баронесса Элен Эттинген, биография которой соткана из мифов. По одному из них, ее отцом был император Франц-Иосиф (на самом деле — польский дворянин Франц Миончинский). А титул и звучную фамилию Элен получила от недолгого брака с офицером царской армии бароном Отто фон Эттингеном. Последующие ее романы составляли причудливые многоугольники. Итальянский художник Арденго Соффичи, тоже павший жертвой чар баронессы, писал, что «это была одна из губительных женщин породы героинь поэм Пушкина и Лермонтова или из романов Достоевского». Элен приехала в Париж в 1903 году. Там уже жил ее двоюродный брат художник Сергей Ястребцов, взявший псевдоним Серж Фера. Пока не грянула революция, стабильный доход в Российской империи не только обеспечивал обоим безбедную жизнь, но и давал возможность меценатствовать. 

Одними из первых они разглядели талант Анри Руссо, поддерживали в начале пути Амедео Модильяни, Леонара Фужиту, Осипа Цадкина и Хаима Сутина. Выкупили права на издание журнала Les soirées de Paris («Парижские вечера») и подарили своему другу Гийому Аполлинеру, который превратил его в рупор авангарда, настолько влиятельный, что коллекционеры, как Сергей Щукин, спешили купить опубликованные в нем работы. Был вхож в их круг и Пабло Пикассо, увлекший Сержа кубизмом, а баронесса давала испанцу уроки русского языка, после чего на его картинах появились русские буквы.

Вокруг жизни этой удивительной пары и построена выставка, собранная из европейских и российских частных коллекций и музеев. В отсутствие прямых наследников архив и  коллекция Элен и Сержа достались семье Руссо (не художника), глава которой работал с Фера в 1930-е годы, и  нынешний его хранитель Альбан Руссо тоже дает работы из нее для выставки. Из Музея Оранжери в Париже едет «Свадьба» Анри Руссо. Городской музей Хельсинки шлет портрет возлюбленного баронессы Леопольда Сюрважа кисти Модильяни. Из Центра Помпиду и Музея современного искусства города Парижа прибывают работы Александра Архипенко, Сони Делоне, Фернана Леже и Франсиса Пикабиа. 

Рисунки поэтов, подушки и ширмы, эскизы костюмов, которыми промышляла Эттинген, поздние работы Фера дополняют картину. Куратор выставки Алексей Петухов обещает и образовательную программу к выставке, а также первый в музее модный показ аутентичных и реконструированных платьев с 1900-х годов (Элен была еще и законодательницей мод).

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Парижские вечера баронессы Эттинген
25 сентября – 13 января 2019

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+