18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Пушкинском музее покажут «„Парижские вечера“ баронессы Эттинген»

№66
Материал из газеты

Центральной темой выставки станет знаменитый салон — одна из ключевых точек на художественной карте Парижа начала XX века, место встреч новаторов в искусстве — художников, литераторов, критиков и музыкантов

В начале ХХ века в апартаментах на бульваре Распай встречались литераторы и художники, стены украшали картины, которым сегодня позавидовал бы любой мировой музей, издавался даже журнал. И за всем этим стояла хозяйка салона — баронесса Элен Эттинген, биография которой соткана из мифов. По одному из них, ее отцом был император Франц-Иосиф (на самом деле — польский дворянин Франц Миончинский). А титул и звучную фамилию Элен получила от недолгого брака с офицером царской армии бароном Отто фон Эттингеном. Последующие ее романы составляли причудливые многоугольники. Итальянский художник Арденго Соффичи, тоже павший жертвой чар баронессы, писал, что «это была одна из губительных женщин породы героинь поэм Пушкина и Лермонтова или из романов Достоевского». Элен приехала в Париж в 1903 году. Там уже жил ее двоюродный брат художник Сергей Ястребцов, взявший псевдоним Серж Фера. Пока не грянула революция, стабильный доход в Российской империи не только обеспечивал обоим безбедную жизнь, но и давал возможность меценатствовать. 

Одними из первых они разглядели талант Анри Руссо, поддерживали в начале пути Амедео Модильяни, Леонара Фужиту, Осипа Цадкина и Хаима Сутина. Выкупили права на издание журнала Les soirées de Paris («Парижские вечера») и подарили своему другу Гийому Аполлинеру, который превратил его в рупор авангарда, настолько влиятельный, что коллекционеры, как Сергей Щукин, спешили купить опубликованные в нем работы. Был вхож в их круг и Пабло Пикассо, увлекший Сержа кубизмом, а баронесса давала испанцу уроки русского языка, после чего на его картинах появились русские буквы.

Вокруг жизни этой удивительной пары и построена выставка, собранная из европейских и российских частных коллекций и музеев. В отсутствие прямых наследников архив и  коллекция Элен и Сержа достались семье Руссо (не художника), глава которой работал с Фера в 1930-е годы, и  нынешний его хранитель Альбан Руссо тоже дает работы из нее для выставки. Из Музея Оранжери в Париже едет «Свадьба» Анри Руссо. Городской музей Хельсинки шлет портрет возлюбленного баронессы Леопольда Сюрважа кисти Модильяни. Из Центра Помпиду и Музея современного искусства города Парижа прибывают работы Александра Архипенко, Сони Делоне, Фернана Леже и Франсиса Пикабиа. 

Рисунки поэтов, подушки и ширмы, эскизы костюмов, которыми промышляла Эттинген, поздние работы Фера дополняют картину. Куратор выставки Алексей Петухов обещает и образовательную программу к выставке, а также первый в музее модный показ аутентичных и реконструированных платьев с 1900-х годов (Элен была еще и законодательницей мод).

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Парижские вечера баронессы Эттинген
25 сентября – 13 января 2019

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+