18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Двести лиц Моисея Наппельбаума

История в лицах — благодатный способ разговора со зрителем. В последнее время его небезуспешно эксплуатирует Еврейский музей. Начав с проекта Десять знаменитых евреев Энди Уорхола, продолжает выставкой Моисей Наппельбаум. Ателье (в рамках московской Фотобиеннале-2014).

Портретная галерея отечественных политиков, ученых, деятелей театра, кино, изобразительного искусства и литературы представлена в витринах, напоминающих элементы игры «Тетрис». Дизайнеры экспозиции — неизменное бюро Form. Всего фотографий две сотни, только оригинальные авторские отпечатки. Именно такое количество куратор Мария Насимова отобрала из обширной коллекции кельнского галериста Алекса Лахмана. В Москве Моисея Наппельбаума (1869–1958) показывают редко — чаще в Германии и США.

Пройдя путь от провинциального контратиписта до знаменитого мастера фотопортрета, уроженец местечка под Минском «сделал сам себя». Наппельбаума не увлекали ни пейзажи, ни репортажные снимки. Неизъяснимо его манило лишь человеческое лицо. Родившись в семье со скромным достатком, поскитавшись по России и даже год пожив в Америке, в 1910 году Наппельбаум уже принимает клиентов в собственном фотоателье на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, а в 1918м делает первый официальный портрет вождя пролетариата Владимира Ленина.

Надоли говорить, что этот случай немедленно поднял Моисея Соломоновича по служебной лестнице со всеми вытекающими: предоставленной государством студией в московской гостинице «Метрополь», где тогда заседал ВЦИК, портретами Дзержинского, Луначарского, Коллонтай, Бонч-Бруевича, Троцкого, Радека, Зиновьева.

По его стопам пошла и дочь Ида, фотоработы которой также можно увидеть на выставке. Кстати, судьба ее была не столь безоблачной, как у отца. В 1951 году ее арестовали и сослали в лагеря, вдруг вспомнив, что в 1937-м «не добрали за знакомство с Гумилевым». С лесоповала в Озерлаге ее отпустили в 1954 году после смерти «отца народов». Выйдя на пенсию, Моисей Наппельбаум написал свои мемуары От ремесла к искусству.
Еврейский музей
Моисей Наппельбаум. Ателье

Москва
До 25 мая

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
14.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+