18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Марсель Бротарс: нарциссизм и устрицы в «Гараже»

№66
Материал из газеты

Первая в России «персоналия» бельгийца (1924–1976), где собраны все его главные работы, предлагает подумать о том, почему художник, артистическая биография которого заняла всего 12 лет, стал классиком искусства ХХ века

До 40 лет Бротарс — непризнанный поэт, как художник он вторичен, в своих объектах напрямую отсылает к тезке Марселю Дюшану, знакомцу Рене Магритту и к давно умершему Курту Швиттерсу. У Бротарса можно найти переклички и с Энди Уорхолом. Как и Уорхол, Бротарс делал свою жизнь произведением искусства. В 1964 году он залил гипсом 50 нераспроданных экземпляров своих стихов Pense­-Bete и спросил знакомого галериста, можно ли это продать. И очень радовался, когда тот согласился торговать его искусством за 30% комиссионных.

Позже, в 1971 году, Бротарс заявил, что движущая сила искусства — нарциссизм автора. И убедительно доказал это литографией со своей подписью «М. В.», повторенной 153 раза. Для тех же, кто и после сомневался в его нарциссизме, снял фильм «Вторая вечность (со­гласно идее Шарля Бодлера)». В ленте 24 одинаковых кадра с теми же «М. В.». Кино длится секунду, но, зацикленное, становится вечностью. Потом Бротарс поупражнялся с темой «хрупкости», предсказав за 30 лет моду на нее. Рабочим материалом здесь стали яичная скорлупа и ракушки от мидий. В чем можно усмотреть и иронию автора, ведь такое искусство не стоит и выеденного яйца. Или выеденной мидии — кому что больше по вкусу. В названии одного из «скорлупиных» объектов Бротарс заметит, что возвращается к истокам, к темперной живописи.

Затем он взял книгу визуальной поэзии «Судьба» Стефана Малларме и вырезал из нее текст. Зачем он нужен? Ведь важное там — расположение строк. На ту же тему излишества — семиминутный фильм «Ворона и лиси­ца», где мелькает текст басни Лафонтена, но его все время закрывают то резиновые сапоги, то букет, то молочная бутылка. Самое знаменитое произведение Бротарса, инсталляция «Музей современного искусства, отдел орлов», считается началом институциональной критики, любимой теперь кураторами. Художник собрал самые банальные предметы, перед каждым поставив табличку в духе Магритта — «Это не произведение искусства». Время создания «Музея» совпало со студенческой революцией 1968 года, но вряд ли он был порожден теми событиями.

Бротарс и ранее собирал и показывал в своей мастерской ящики для музейной транспортировки картин с теми же надписями “Fragile”, в которых не было ничего. Только репродукции Гюстава Курбе и других классиков на крышках. Вид мастерской воспроизведен и в последней работе Бротарса «Белый зал» (1975). Ее привозили к нам в 2004 году на выставку «Москва — Бер­лин/Берлин — Москва. 1950–2000». Стены зала были исписаны словами «приз», «стиль», «рисунок». И перед смертью насмешник Бротарс напомнил, что не надо слишком серьезно относиться к искусству и музеям: в жизни есть вещи поважнее.

Музей современного искусства «Гараж»
Марсель Бротарс. Поэзия и образы
29 сентября 2018 – 3 февраля 2019

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+