18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Жорж Сёра: художник-алхимик, не полагавшийся на импровизацию

В музее Крёллер-Мюллер, который славится своей коллекцией Ван Гога и отличным собранием искусства XIX–XX веков, хранятся и пять картин Жоржа Сёра (1859–1891): его знаменитый Канкан (1889–90) и пейзажные морские виды. Они и стали ядром, вокруг которого собиралась выставка Жорж Сёра, мастер пуантилизма. Наследие рано ушедшего из жизни Сёра невелико — около 50 картин и несколько сотен рисунков, так что собранные для выставки 23 картины и 24 рисунка художника, 40 из которых предоставили музеи и частные коллекционеры со всего мира, — несомненно, событие. Среди тех, которые привезут, — и последнее монументальное полотно Цирк (1890–1891) из парижского Музея Орсе, редко покидающее Францию. Сёра учился в 1878–1879 годах в парижской Школе изящных искусств у ученика Энгра Анри Лемана, прошел через увлечение живописью Делакруа, барбизонцами, символистом Пюви де Шаванном и импрессионизмом, чтобы затем полностью погрузиться в изучение новых тогда теорий по оптике и цвету. Результатом чего стала изобретенная Сёра техника пуантилизма (от фр. point — точка), или дивизионизма (от фр. division — разделение), заключавшаяся в написании картины мелкими точечными мазками чистого цвета, которые затем в сетчатке глаза на расстоянии сливались в единую картину.

Революционность этого метода оценили не все современники, хотя благодаря активной его пропаганде Полем Синьяком, другом и единомышленником Сёра, вскоре появились последователи во Франции, Бельгии, Голландии и Италии. Первую большую работу Сёра в изобретенной им технике, Купальщики в Аньере (1883), на официальный Салон не взяли, и она была выставлена на Салоне Независимых. Но и импрессионисты были не в восторге от живописи Сёра. Когда увлекшийся пуантилизмом Камиль Писсарро предложил включить второе монументальное (3х2 м) полотно Сёра, Воскресный день на острове Гранд-Жатт (1884-86), в последнюю выставку импрессионистов в 1886 году, это вызвало у них резкую реакцию. И дело тут было не во вкусовых предпочтениях. В отличие от импрессионистов у Сёра не было места для импровизации: он даже вывел формулу эстетической гармонии, которую «можно разложить на элементы тона, цвета и линии». И она в картинах Сёра неизменно присутствует, будь то Эйфелева башня, ночная жизнь Парижа или умиротворенные виды Гран-Кампа и Гравелина на севере Франции, где с 1885 года он проводил каждое лето. Не случайно крупнейший британский искусствовед Герберт Рид, считавший Сёра фигурой, равной по масштабу Сезанну, называл его «Пьеро делла Франческа модернизма». Рид также считал, что спустя двадцать лет именно идеи Сёра оказали решающее влияние на творчество Пикассо, Брака и Гриса. Выставка в Крёллер-Мюллере предоставит прекрасную возможность согласиться с этим утверждением или поспорить с ним.
Музей Крёллер-Мюллер
Сёра, мастер пуантилизма

Оттерло
23 мая — 7 сентября

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+