18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Жорж Сёра: художник-алхимик, не полагавшийся на импровизацию

Kröller-Müller Museum
Kröller-Müller Museum

В музее Крёллер-Мюллер, который славится своей коллекцией Ван Гога и отличным собранием искусства XIX–XX веков, хранятся и пять картин Жоржа Сёра (1859–1891): его знаменитый Канкан (1889–90) и пейзажные морские виды. Они и стали ядром, вокруг которого собиралась выставка Жорж Сёра, мастер пуантилизма. Наследие рано ушедшего из жизни Сёра невелико — около 50 картин и несколько сотен рисунков, так что собранные для выставки 23 картины и 24 рисунка художника, 40 из которых предоставили музеи и частные коллекционеры со всего мира, — несомненно, событие. Среди тех, которые привезут, — и последнее монументальное полотно Цирк (1890–1891) из парижского Музея Орсе, редко покидающее Францию. Сёра учился в 1878–1879 годах в парижской Школе изящных искусств у ученика Энгра Анри Лемана, прошел через увлечение живописью Делакруа, барбизонцами, символистом Пюви де Шаванном и импрессионизмом, чтобы затем полностью погрузиться в изучение новых тогда теорий по оптике и цвету. Результатом чего стала изобретенная Сёра техника пуантилизма (от фр. point — точка), или дивизионизма (от фр. division — разделение), заключавшаяся в написании картины мелкими точечными мазками чистого цвета, которые затем в сетчатке глаза на расстоянии сливались в единую картину.

Революционность этого метода оценили не все современники, хотя благодаря активной его пропаганде Полем Синьяком, другом и единомышленником Сёра, вскоре появились последователи во Франции, Бельгии, Голландии и Италии. Первую большую работу Сёра в изобретенной им технике, Купальщики в Аньере (1883), на официальный Салон не взяли, и она была выставлена на Салоне Независимых. Но и импрессионисты были не в восторге от живописи Сёра. Когда увлекшийся пуантилизмом Камиль Писсарро предложил включить второе монументальное (3х2 м) полотно Сёра, Воскресный день на острове Гранд-Жатт (1884-86), в последнюю выставку импрессионистов в 1886 году, это вызвало у них резкую реакцию. И дело тут было не во вкусовых предпочтениях. В отличие от импрессионистов у Сёра не было места для импровизации: он даже вывел формулу эстетической гармонии, которую «можно разложить на элементы тона, цвета и линии». И она в картинах Сёра неизменно присутствует, будь то Эйфелева башня, ночная жизнь Парижа или умиротворенные виды Гран-Кампа и Гравелина на севере Франции, где с 1885 года он проводил каждое лето. Не случайно крупнейший британский искусствовед Герберт Рид, считавший Сёра фигурой, равной по масштабу Сезанну, называл его «Пьеро делла Франческа модернизма». Рид также считал, что спустя двадцать лет именно идеи Сёра оказали решающее влияние на творчество Пикассо, Брака и Гриса. Выставка в Крёллер-Мюллере предоставит прекрасную возможность согласиться с этим утверждением или поспорить с ним.
Музей Крёллер-Мюллер
Сёра, мастер пуантилизма

Оттерло
23 мая — 7 сентября

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+