18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Наследие Кете Кольвиц: слишком драматично, чтобы устареть

№66, сентябрь 2018
№66
Материал из газеты

Кольвиц была социально ангажированным художником, что не мешает возрождению интереса к ней у современных исследователей и зрителей

Кете Кольвиц. «Автопортрет с профилем, повернутым вправо». 1938. Фото: MOMA
Кете Кольвиц. «Автопортрет с профилем, повернутым вправо». 1938.
Фото: MOMA

Творчество Кете Кольвиц (1867–1945) привлекает все большее внимание специалистов. Причины тому — качество ее работ и новый взгляд на женщин, составляющих меньшинство в арт-сообществе, где каждая выдающаяся художница считается скорее исключением, только подтверждающим правило.

Книга Käthe Kollwitz in Dresden («Кете Кольвиц в Дрездене») — поистине новый вклад в историю искусств. В ней исследуется не только творчество Кольвиц, главным образом произведения на бумаге — гравюры и рисунки, но и ее профессиональные отношения с ученым, знатоком искусства Максом Лерсом (1855–1938), директором Гравюрного кабинета, где хранились эстампы, рисунки и фотографии из Государственных художественных собраний Дрездена. Сам Лерс был выдающимся экспертом по ранней нидерландской гравюре, но горячо приветствовал современное искусство. Он систематически покупал работы Кольвиц, собрав коллекцию из нескольких сотен гравюр и десятков рисунков. Художественные собрания Дрездена стали первым государственным музеем, где аккумулировалась печатная графика этой художницы, и покровительство со стороны государства в лице Лерса оказалось решающим фактором в упрочении ее репутации. В книге впервые опубликованы избранные письма из их обширной переписки.

Кольвиц говорила, что хочет оказывать влияние на общество; по горькой иронии судьбы она, пацифистка, потеряла сына в Первую мировую войну и внука — во Вторую. Ее художественная образность созвучна проблемам обездоленных и наполнена сильнейшими эмоциями. Кольвиц блестяще режиссировала сцены с изображением толпы, но воздействие ужасов, которыми проникнуты ее циклы «Восстание ткачей» (1892) и «Крестьянская война» (1903), на сегодняшнего зрителя явно притуплено частой демонстрацией подобных жутких сцен в средствах массовой информации.

Книга изобилует великолепными репродукциями рисунков, литографий и гравюр разных периодов, с 1889 по 1922 год, с подробными комментариями. Глядя на них, невольно приходишь к мысли, что Кольвиц сама была лучшей своей моделью: ее автопортреты (в целом их более сотни) стоят в ряду наиболее выдающихся работ в этом жанре. Она была красива, при этом отсутствие претенциозности и позы делает ее автопортреты чрезвычайно эмоционально заряженными, мы почти чувствуем, что находимся рядом с ней.

Petra Kuhlmann-Hodick, Agnes Matthias, Alexandra von den Knesebeck and Hannelore Fischer. Käthe Kollwitz in Dresden. Paul Holberton Publi ing. 176 с. £30, €35, $40. На английском языкеFrances Carey and Max Egremont. Portrait of the Artist: Käthe Kollwitz. The British Mu­seum Press and Ikon Gallery. 156 с. £20. На английском языке
Petra Kuhlmann-Hodick, Agnes Matthias, Alexandra von den Knesebeck and Hannelore Fischer. Käthe Kollwitz in Dresden. Paul Holberton Publi ing. 176 с. £30, €35, $40. На английском языкеFrances Carey and Max Egremont. Portrait of the Artist: Käthe Kollwitz. The British Mu­seum Press and Ikon Gallery. 156 с. £20. На английском языке

Однако авторы книги рассматривают эту тему в совершенно новом ключе. Они предлагают подробное описание галереи с одной из лучших в стране исторических коллекций, где намеренно, с сознательной решимостью занимались собиранием этих, в то время еще современных, работ. Дело Лерса, начатое его руководителем Карлом Воерманом, заключалось в том, «чтобы уделить современному искусству графики то внимание, которого оно заслуживает». В этом сборнике очерков в подробнейших деталях описывается то, каким образом благодаря сотрудничеству ученых и коллекционеров формируются публичные собрания из наследованных и приобретенных работ; нам предоставлена возможность рассмотреть с близкого расстояния процесс подбора рисунков и литографий, созданных этой необыкновенной, противоречивой художницей, собственные взгляды которой учитывались при коллекционировании. Такой подход был экономически выгоден, тем более что частных коллекций в этой области еще не существовало. Более того, собрание формировалось в определенных исторических обстоятельствах: влияние на творчество Кольвиц оказывали и возникшая в конце XIX века пикториальная фотография, и талантливые художники-граверы, от Макса Клингера до Макса Либермана. Значительная часть переписки Кольвиц с Лерсом ныне утрачена, но сохранившиеся письма показывают, какое значение для нее имела его практическая и моральная поддержка и насколько важно ей было работать с кем-то, кто понимал и восхищался ее достижениями.

А в книге Portrait of the Artist («Портрет художника») представлена коллекция из 40 гравюр Кете Кольвиц, показ которой проходит сейчас в разных городах Англии и состоится в Лондоне в 2019 году. Это наследие легендарного куратора Кэмпбелла Доджсона (1867–1948), друга и коллеги Лерса (в то время Британский музей не мог покупать современные произведения). Здесь представлены все элементы творчества Кольвиц: социальный протест, материнская тема, замечательные автопортреты. Репродукции сопровождаются великолепным биографическим очерком Макса Эгремона и замечательным рассказом Фрэнсис Кэри о творческом пути художницы.

Многие работы Кольвиц проникнуты трагизмом, ее творчество неотступно преследует скорбная тема материнского горя. В силу личных причин и социальной осознанности она была едва ли не поглощена темой смерти, но при этом  продолжала жить яркой, насыщенной жизнью.  

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы
22.03.2023
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+