18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Бородатыми женщинами восхищались еще в XVII веке

Бородатый австриец Том Нойвирт в образе женщины по имени Кончита Вурст стал сенсацией недавно завершившегося музыкального конкурса «Евровидение-2014». Оставляя за рамками исполнительское мастерство (сложная в музыкальном отношении песня «Rise like a Phoenix» была спета очень хорошо), зрители сосредоточили внимание прежде всего на внешности певца. С удивительным единодушием почти 180 млн европейцев проголосовали за трансвестита, а фото бородатой «женщины» украсило первые полосы всех таблоидов. Эти события напомнили моему внутреннему историку об одной замечательной работе недооцененного художника испанского барокко, единственного караваджиста, не только подражавшего мастеру, но и усовершенствовавшего его манеру, — Хусепе де Риберы.

Копии его полотна «Портрет Магдалены Вентуры с мужем», чаще именуемого «Бородатая женщина» («La Barbuda»), мне доводилось видеть в Севилье и Мадриде. Интересно было наблюдать, как прогуливающиеся по залу посетители музея замирают у картины, отходят, снова возвращаются, чтобы еще раз внимательно разглядеть увиденное. Да-да, на ней изображена бородатая женщина, и это не реклама местного цирка. Это семейный портрет, написанный приблизительно в 1631 году по заказу Фердинанда II, графа Алкала, вице-короля Неаполитанского королевства, находившегося в XVII веке под властью Испании.

Узнав об удивительной внешности Магдалены Вентуры, вице-король поселил ее вместе с мужем в своем дворце в Неаполе, чтобы Рибера, придворный художник, смог написать ее портрет, увековечив это «чудо природы».

Пространная подпись в правом нижнем углу сообщает о том, что на картине изображена 52-летняя Магдалена Вентура из Абруцци, мать троих детей, у которой с 37-летнего возраста начала расти густая длинная борода. Рядом с ней стоит ее супруг, Феличе де Амичи.

Рибера был удивлен и восхищен не меньше, чем вице-король. Сходство портретируемой с мужчиной, переодетым в женское платье, так велико, что художник, чтобы подчеркнуть женскую природу, написал ее кормящей грудью младенца и добавил аллегорические предметы: моток шерсти и раковину.

Сегодня борода у женщины перестала считаться чудом природы (что в XVII веке приравнивалось к божественному чуду): причина ее появления известна — гирсутизм, избыток мужского полового гормона тестостерона. Но в ту эпоху, особенно при дворе испанских Габсбургов, в первую очередь Филиппа IV, бородатые женщины, карлики и другие природные отклонения вызывали живой интерес и религиозный трепет, который шел рука об руку с растущей тягой к постижению мира посредством науки, достигнувшей своего пика в эпоху Просвещения. Поэтому сюжет картины Риберы не уникален. К примеру, за несколько десятилетий до него, в 1603 году, художник Хуан Котан написал портрет другой бородатой женщины — Бригиды Санчес дель Рио, известной как Бородатая из Пеньяранды.

Портрет Магдалены Вентуры позднее перешел к внуку Фердинанда II Хуану Франсиско, восьмому герцогу Мединасели, который был собирателем разнообразных диковин и редкостей вроде головы быка с тремя рогами. Кстати, насколько известно, современники никогда не смеялись над донной Вентурой, а лишь восхищались ее экстраординарной внешностью. Даже картину могущественный покровитель заказал для того, чтобы показать ее во всем необыкновенном великолепии потомкам.

Выходит, что история с победой Тома Нойвирта, он же Кончита Вурст, стала не только примером европейской толерантности, но и продолжением (по крайней мере с эстетической точки зрения) давней традиции восхищаться женщинами с бородой. — Ноа Чарни

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+