Московские гастроли римских украшений

№66, сентябрь 2018
№66
Материал из газеты

В Музеях Московского Кремля 7 сентября открывается грандиозная выставка украшений «Bvlgari. Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей». Директор по наследию ювелирного дома Bvlgari и куратор выставки в Кремле Лючия Боскаини рассказала TANR о том, чем удивит предстоящая экспозиция

Колье Bvlgari. 1967. Золото, сапфиры, изумруды, рубины, бриллианты. Коллекция Bvlgari Heritage
Колье Bvlgari. 1967. Золото, сапфиры, изумруды, рубины, бриллианты. Коллекция Bvlgari Heritage

Выставка, где представлено 500 уникальных ювелирных произведений, — мероприятие нешуточное. Кто был инициатором такой огромной ретроспективы в Москве?

Мысль о новом проекте в рамках коллекции Heritage возникла у меня в конце 2015 года. На тот момент уже состоялось несколько крупных выставок (например, в Гран-пале в Париже), была в процессе подготовки важная и большая экспозиция в Токио. И я задумалась: что еще можно сделать, в каком ключе и, главное, где? Среди крупнейших мировых музейных площадок, куда наша коллекция вписалась бы идеально, на первом месте в нашем рейтинге стояли Музеи Кремля. 
Меня многие спрашивают: «Почему в Москве?» Но ключевую роль здесь играет не город, а именно Музеи Кремля и их специфика, уровень знаний в нашей, ювелирной, области. На мой взгляд, тут им нет равных. Постоянная коллекция музеев — это что-то абсолютно уникальное. Авторитет и компетентность их специалистов в области изучения современных украшений известны на весь мир.

Благодаря московским коллегам мы начали общение с Еленой Гагариной и ее коман­дой. Затем мы встретились у нас в Риме, провели московских гостей по мастерским, познакомили с дизайнерами. И у нас удивительно быстро сложилась концепция будущей выставки, где параллельно с эволюцией украшений ювелирного дома можно было бы проследить эволюцию роли женщины в современном мире. Эта идея и стала отправной точкой для исследования в наших архивах. 

Чокер Tubogas с греческими серебряными монетами. 1974. Желтое и белое золото, серебро. Коллекция Bvlgari Heritage
Чокер Tubogas с греческими серебряными монетами. 1974. Желтое и белое золото, серебро. Коллекция Bvlgari Heritage

Bvlgari Heritage — это не просто коллекция украшений, это целый департамент, который занимается сохранением истории ювелирного дома, его наследием. Поэтому в нашем ведении, помимо уникальных драгоценных произведений, еще и огромный архив с тысячами совершенно разных документов. И взглянуть на него по-новому, с другого угла было захватывающим ­опытом. 

Какой будет экспозиция — хронологической или тематической?

Я, честно говоря, не поклонница чисто хронологического подхода. Это хорошо для каких-то базовых вещей. У нас же другая задача; временные отсылки не позволят полностью раскрыть весь смысл того, что стоит за главной идеей. 
Выставочные пространства Успенской звонницы и Патриаршего дворца отличаются тематически. В первом представлено пять разделов: один — полностью о бриллиантах, другой — об известных личностях, предпочитавших Bvlgari, еще один раздел — так сказать, об эклектике в наших украшениях (в нем собраны разные примеры ювелирных произведений, где смешиваются стили, встречается нетрадиционный для дома дизайн)… Во втором пространстве можно увидеть «иконы» Bvlgari — коллекции, которые являются основой нашего ДНК: Serpenti, Parentesi, Monete и другие знаковые линии. Эта выставка не просто демонстрация драгоценных камней в оправе — это экскурс в историю. Мы показываем зрителям и важные документы, и эскизы, и главное — фотографии тех женщин, которые носили эти украшения. 

Колье Пектораль. 1965. Золото, изумруды, бриллианты, бирюза, аметист. Коллекция Bvlgari Heritage
Колье Пектораль. 1965. Золото, изумруды, бриллианты, бирюза, аметист. Коллекция Bvlgari Heritage

У любого большого бренда с историей есть особенный период, который повлиял на последующую линию развития. Для вас, директора по наследию Bvlgari, какой период является знаковым?

Конечно же, это конец 1950-х — начало 1960-х, когда у Bvlgari появился свой неповторимый и легко узнаваемый стиль: яркие цвета, крупные объемы, сочетание драгоценных и полудрагоценных камней. Это было своеобразным взрослением бренда, он явил свою независимость. Потому что до этого, несмотря на все мастерство итальянских ювелиров, их произведения следовали линии Франции, где и родилась мода на украшения для светских раутов. Но в середине ХХ века именно дом Bvlgari сформировал тот самый, ныне узнаваемый итальянский стиль в украшениях. 

Не менее важен, по моему мнению, стиль 1980-х. За эти 20 лет, с 1960-х по 1980-е, произошла ощутимая эволюция, но именно в 1980-е появились абсолютно новые дизайнерские решения: широкие колье-воротники, та же коллекция Parentesi с ее крупными объемными элементами. Это был период расцвета креативного подхода в создании украшений, который не исключал при этом их элегантности. Ювелирные произведения стали оригинальными, необычными, но не утратили своей изысканности.

Элизабет Тейлор в сотуаре Bvlgari и Ричард Бертон. Фото: Everett Collectio
Элизабет Тейлор в сотуаре Bvlgari и Ричард Бертон.
Фото: Everett Collectio

Вы говорили, что ваша любимая коллекция — это Monete с настоящими античными монетами. Как дом Bvlgari поддерживает существование коллекции?

В самом начале, когда появилась идея этой необычной линии, у господина Николы Булгари (он, к слову, был тогда довольно молод — 25–26 лет) была собственная коллекция древних монет греко-римского периода, которая и легла в основу тех первых, единичных украшений. И их главная ценность была, наверное, даже не в использовании самых что ни на есть нумизматических сокровищ, а в том, что начинались они с личного собрания одного из представителей семьи Булгари. К тому же они отсылали к украшениям XIX века, когда и возник ювелирный дом. Тогда в Греции, на родине его основателя Сотирио Булгари, были в моде украшения с монетами. И эта коллекция стала посвящением нашим корням, культуре, связи греческого и итальянского. 

Запасы монет мы восполняем благодаря нашим арт-дилерам, которые отслеживают появление подходящих образцов на рынке и аукционах. Монеты отбираются очень строго, поэтому и число украшений остается небольшим. Это важно, чтобы сохранить качество и первоначальную идею коллекции. Нам даже не приходится рекламировать выход новых украшений: как только мы представляем что-то новое, их мгновенно раскупают. 

Анна Маньяни в украшениях Bvlgari. Фото: Reporters Associati
Анна Маньяни в украшениях Bvlgari.
Фото: Reporters Associati

На выставке будут показаны и украшения из частных собраний. Что касается коллекции Элизабет Тейлор, как она оказалась у вас?

Я очень горжусь тем, что эти украшения теперь принадлежат дому Bvlgari. Тот факт, что нам удалось заполучить в коллекцию Heritage девять предметов, некогда принадлежавших Тейлор, я считаю одним из главных своих достижений. Их удалось выкупить на аукционе Christie’s в декабре 2011 года, где я лично присутствовала. 

Очень хорошо помню это событие. Нам была выделена огромная сумма, которую, мне кажется, больше никогда на подобные цели не дадут, — $30 млн. Мы потратили абсолютно все, но это было неописуемое счастье. Потому что эта коллекция — целая история, где каждое украшение — страница из биографии великой актрисы, и две жизни — Тейлор и Bvlgari — идут вместе. 

Лючия Боскаини, директор по наследию Bvlgari. Фото: Stefano Galuzzi
Лючия Боскаини, директор по наследию Bvlgari.
Фото: Stefano Galuzzi

Для вас как для человека, возглавляющего департамент Heritage, что стало самым важным достижением? Покупка коллекции Тейлор или что-то еще?

Конечно, приобретение украшений Элизабет Тейлор — большая победа. Но мне хочется верить, что впереди нас ждут и другие грандиозные свершения. За плечами уже много незабываемых проектов, удивительных выставок. И я очень благодарна Bvlgari, что мне удалось через все это пройти. И знаете, возможность поработать с Музеями Кремля — это тоже очень значимое достижение. Но если говорить о чем-то важном с точки зрения эмоций, то для меня это проекты, связанные с ­Римом. 

Мы не просто так называем себя Roman jewelry house — римский ювелирный дом. Потому что Италия целиком очень разная, а у Рима свой неповторимый облик, он сам по себе карнавал стилей и культур. Здесь здание Ренцо Пьяно соседствует с древнеримскими руинами и барочными постройками, эклектика города похожа на эклектику Bvlgari. 

Поэтому для меня особенно близким стал проект по восстановлению Испанской лестницы в Риме, на который ювелирный дом выделил городу €1 млн. Когда реставрация была закончена, мы с коман­дой организовывали торжественное открытие. И это был настоящий фейерверк эмоций, незабываемое чувство единения Bvlgari и Рима. 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+