18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Великий Гэтсби» скроен по лекалам ар-деко. В его создании участвовали сразу три модных дома

№13
Материал из газеты

Неудивительно, что фильм ждут не только зрители, но и специалисты по моде

Премьера фильма База Лурмана по роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда уже переносилась. Изначально кинокартину, снимавшуюся в Сиднее, планировали показать еще в августе прошлого года. Назначена и новая дата — 10 мая, и, вне сомнений, дебют картины привлечет внимание не только кинокритиков, но и специалистов в области моды. За женские костюмы в «Великом Гэтсби» отвечали сразу два знаменитых родственных итальянских дома — Prada и Miu Miu, а за мужской гардероб — великая американская марка Brooks Brothers, открывшая, кстати, месяц назад свой первый магазин в Москве. С таким fashion-составом «Великий Гэтсби» рискует, в хорошем смысле слова, оказаться самым костюмным фильмом 2013 года.

Писать о том, каким же будет гардероб, сегодня, еще до выхода картины в мировой прокат, весьма легко. Эпоха ар-деко — время действия романа и фильма — сама по себе столь плодовита и настолько значительна с эстетической точки зрения, что ошибиться хоть в маленькой детали таким титанам, как Миучча Прада и марка Brooks Brothers, ведущая свою историю с 1818 года, было бы очень трудно. Здесь справились бы и более мелкие мастера, что уж говорить о Праде, великой и совершенно неутомимой создательнице моды образов, и о президентских и голливудских портных из Brooks Brothers, в манхэттенском магазине которых начинал карьеру Ральф Лорен, этот образцовый обитатель мира классической американской мечты.

Итак, что такое женский костюм эпохи ар-деко? Во-первых, это явление другой фигуры: на стилистической арене — худосочная, словно папироса, женщина-гарсон, сексуальный объект без талии, груди и бедер. Ее новая женственность — в развязной смелости, а ее инновационное очарование — в повышенной независимости. И смысл ее маленькой женской жизни ровно такой же, как и жизни мужчины тех лет: провести время «между двух войн» как можно более весело. И во-вторых, новая женская фигура требует и нового костюма, новых часов и драгоценностей. Именно отсюда, из сверкающего бокала с пряным коктейлем, и появляется новый адский fashion-дух, главная единица, главный атом женского гардероба всех экранизаций романа Фицджеральда — женское платье для коктейля. У Миуччи Прады довольно строгие коктейльные платья носят более пышный, даже какой-то барочный, явно мелодраматический, птичий характер: множество отделки, экзотические перья, тесьма, стеклярус, яркие ткани, пайетки, бахрома, атласные банты и уж совсем нетипичное для веселой эпохи кружево. К такому театральному оперению предлагается масса аксессуаров: украшения для волос (платки, ювелирные ленты бандо, огромные заколки), драгоценности (браслеты на запястья, длинные сотуары из фальшивого жемчуга, с ярким стразом на конце), а также бесчисленные шляпы. На аксессуарный ряд был сделан явный акцент, и такой ход не случаен: в последние годы под брендом Prada стали появляться многочисленные и чрезвычайно обильные на детали драгоценные изделия.

Если сравнивать эти вещи с теми костюмами, что носила сыгравшая Дэйзи Миа Фэрроу в экранизации «Гэтсби» 1974 года, то разница будет довольно очевидной. Вещи 40-летней давности ведут свое происхождение скорее от мюзик-холла, в то время как нынешняя одежда более салонна и чопорна. Костюмы работы родственной для Prada марки Miu Miu носят в фильме все женские героини, кроме Дэйзи (Кэрри Маллиган). Идеологические отличия стиля Prada от Miu Miu заметны даже здесь. Дом Prada — модный застройщик, модный девелопер, трендсеттер, дом Miu Miu — оригинальный обыватель. Гардероб от Miu Miu чуть деловит, менее подробен: ему свойственна сухопарость, относительная лаконичность, преобладание силуэта и цвета над пышным миром деталей. Дейзи, которая носит Prada, сложна, а другие дамы попроще и поплоще будут — об этом словно говорит подобная расстановка fashion-сил.

Костюмный мир мужчин в «Великом Гэтсби» был сформирован классической американской маркой одежды и аксессуаров Brooks Brothers. История этого бренда богата на мировые события: именно в черном фраке Brooks Brothers в 1865 году был застрелен в театральной ложе 16-й президент США Авраам Линкольн (и в знак памяти портные с 1865 по 1998 год, почти 150 лет, не выпускали черной одежды!). Сие печальное событие не заставило конституционных наследников Линкольна навеки отказаться от услуг нью-йоркских портных: костюмы Brooks Brothers носили Гувер, Рузвельт, Кеннеди, Никсон, Форд, Буш-старший и Клинтон. Действующий президент США Барак Обама согревался во время инаугурации 2009 года с помощью пальто, перчаток и шарфа этого дома. Но признать марку сугубо официальной, формальной, офисной было бы глубоко неправильным. Brooks Brothers охотно носила кинематографическая элита США — от Кларка Гейбла до Бена Аффлека (еще одним знаменитым клиентом из мира искусств был Энди Уорхол). К тому же портные Brooks Brothers не чужды кинематографическим процессам: тот же Бен Аффлек носил одежду бренда в «Перл-Харборе», Уилл Смит — в «Али», Дэнзел Вашингтон — в «Больших спорщиках», а Джордж Клуни — в картине «Мне бы в небо».

Ключевыми эпохами для Brooks Brothers следует признать начало XX века (именно эти портные представили в США английские галстуки, рубашки розового цвета, а также изобрели воротник на пуговицах), период ар-деко, а затем 1940-е — годы формирования более брутального и одновременно романтичного послевоенного мужского костюма. Конечно, мужская одежда в «Великом Гэтсби» не столь разнолика, цветаста и разнообразна, как одежда женская, — мужчины остаются здесь охотниками. Но даже в этих, несколько скованных гендерных условиях портные смогли составить большую палитру. Элегантные твидовые тройки, черные с искрой фраки, спокойные дневные костюмы из ткани цвета «серый металлик», словно символизирующей холодную стать больших американских денег.

Новый «Великий Гэтсби» с костюмной точки зрения — не вернейшая fashion-энциклопедия, но, вне сомнений, маленький учебник модных боевых искусств.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+