18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Исторический музей отмечает 700-летие преподобного Сергия Радонежского грандиозной выставкой

Название выставки, с которой Государственный исторический музей включается в масштабное празднование 700-летия Сергия Радонежского (3 мая 1314 (условно) — 25 сентября 1392), говорит само за себя. Экспозиция «Обители преподобного Сергия» строится вокруг двух главных «героев»: самого христианского подвижника и его детища — основанного им Троицкого монастыря, который впоследствии стал Троице-Сергиевой лаврой.

Задавшись целью рассказать о вкладе Сергия Радонежского и его обители в русскую культуру, церковную и духовную жизнь, музейщики собрали вместе множество самых разнообразных экспонатов — от древних икон и рукописных книг до лубочных картинок и паломнических сувениров, которые в большом количестве производили в лавре в конце XIX века. «Отдельные, единичные предметы нам предоставили Музеи Кремля, Третьяковская галерея, Российская государственная библиотека, Российский государственный архив древних актов, другие музеи и учреждения, несколько частных коллекционеров, но в основном мы задействовали собственные богатейшие фонды, — рассказывает научный сотрудник ГИМ Елена Юхименко. — Многие из этих вещей выставляются впервые».

Важное место на выставке занимают памятники иконописи, лицевого шитья, меднолитой пластики, резьбы по дереву с изображением преподобного и сцен из его жития. Это и икона первой трети XV века «Богоматерь с младенцем на троне с предстоящим преподобным Сергием Радонежским», и вырезанные из кипариса складни, и небольшие образки, выполненные в технике драгоценной финифти.

О том, что святой — лицо реальное, историческое, напомнят, к примеру, книги, такие как принадлежавший ему Служебник (1380-е) или Служебник и Евангелие его ближайшего ученика и преемника, преподобного Никона Радонежского (конец XIV — начало XV века). Тут же будут представлены документы, связанные с историей Троице-Сергиевой лавры за огромный временной период — с XIV по ХХ столетие. Из них можно узнать подробности о 16-месячной осаде Троицкого монастыря польско-литовскими интервентами в начале XVII века и о его последующем возрождении при архимандрите Дионисии, о превращении монастыря в лавру при Елизавете Петровне в 1744 году, о переводе сюда в 1814 году Московской духовной академии, одного из крупнейших в России религиозных учебных заведений, и многое другое. Интересно будет проследить то, как менялся вид монастыря, по цветным миниатюрам из Лицевого жития преподобного Сергия (XVI в.), по картам, полотнам, графическим листам, выполненным в литографской мастерской Троице-Сергиевой лавры во второй половине XIX — начале XX века, и даже по изображениям на кузнецовском фарфоре.

«Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка», — писал историк Василий Ключевский. Сегодня память о выдающемся духовном учителе обрела твердый переплет: к открытию выставки выпущен прекрасный каталог.

Государственный исторический музей
Обитель преподобного Сергия
14 мая — 13 октября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+