18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Исторический музей отмечает 700-летие преподобного Сергия Радонежского грандиозной выставкой

Название выставки, с которой Государственный исторический музей включается в масштабное празднование 700-летия Сергия Радонежского (3 мая 1314 (условно) — 25 сентября 1392), говорит само за себя. Экспозиция «Обители преподобного Сергия» строится вокруг двух главных «героев»: самого христианского подвижника и его детища — основанного им Троицкого монастыря, который впоследствии стал Троице-Сергиевой лаврой.

Задавшись целью рассказать о вкладе Сергия Радонежского и его обители в русскую культуру, церковную и духовную жизнь, музейщики собрали вместе множество самых разнообразных экспонатов — от древних икон и рукописных книг до лубочных картинок и паломнических сувениров, которые в большом количестве производили в лавре в конце XIX века. «Отдельные, единичные предметы нам предоставили Музеи Кремля, Третьяковская галерея, Российская государственная библиотека, Российский государственный архив древних актов, другие музеи и учреждения, несколько частных коллекционеров, но в основном мы задействовали собственные богатейшие фонды, — рассказывает научный сотрудник ГИМ Елена Юхименко. — Многие из этих вещей выставляются впервые».

Важное место на выставке занимают памятники иконописи, лицевого шитья, меднолитой пластики, резьбы по дереву с изображением преподобного и сцен из его жития. Это и икона первой трети XV века «Богоматерь с младенцем на троне с предстоящим преподобным Сергием Радонежским», и вырезанные из кипариса складни, и небольшие образки, выполненные в технике драгоценной финифти.

О том, что святой — лицо реальное, историческое, напомнят, к примеру, книги, такие как принадлежавший ему Служебник (1380-е) или Служебник и Евангелие его ближайшего ученика и преемника, преподобного Никона Радонежского (конец XIV — начало XV века). Тут же будут представлены документы, связанные с историей Троице-Сергиевой лавры за огромный временной период — с XIV по ХХ столетие. Из них можно узнать подробности о 16-месячной осаде Троицкого монастыря польско-литовскими интервентами в начале XVII века и о его последующем возрождении при архимандрите Дионисии, о превращении монастыря в лавру при Елизавете Петровне в 1744 году, о переводе сюда в 1814 году Московской духовной академии, одного из крупнейших в России религиозных учебных заведений, и многое другое. Интересно будет проследить то, как менялся вид монастыря, по цветным миниатюрам из Лицевого жития преподобного Сергия (XVI в.), по картам, полотнам, графическим листам, выполненным в литографской мастерской Троице-Сергиевой лавры во второй половине XIX — начале XX века, и даже по изображениям на кузнецовском фарфоре.

«Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка», — писал историк Василий Ключевский. Сегодня память о выдающемся духовном учителе обрела твердый переплет: к открытию выставки выпущен прекрасный каталог.

Государственный исторический музей
Обитель преподобного Сергия
14 мая — 13 октября

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+