Александр Головин, чрезвычайно разносторонний мирискусник

©государственная Третьяковская галерея
©государственная Третьяковская галерея

Выставка Александр Головин. Фантазии Серебряного века продолжает, по словам директор музея Ирины Лебедевой, серию монографических показов творчества мастеров, работавших на рубеже XIX–XX веков. «Серебряный век для нас стал временем, которое очень многое перевернуло в отношении к миру и к новым формам искусства, и это продолжило развиваться в работах художников авангарда. Сложные процессы, происходившие тогда, становятся предметом исследований, и для нас каждая выставка — новая страница в этом большом исследовании», — говорит Лебедева.

Выставка Александра Головина такого размаха проходит впервые. В прошлом году Русский музей также представил большую выставку художника, но по числу экспонатов выставка в Третьяковке вдвое превысила ту экспозицию: около 300 работ по сравнению со 150 в Северной столице. Выигрывают Фантазии Серебряного века и по полноте репрезентации. Здесь не только живопись и графика, позволяющие проследить эволюцию творчества Головина от передвижничества до стиля модерн и дореволюционных лет, когда сложился собственный, «головинский» стиль. В экспозицию включены и образцы декоративно-прикладного искусства Головина, до этого обычно остававшиеся в тени. Ими выставка и открывается, сразу вводя зрителя в образный мир художника.

Головин в конце 1890-х работал в гончарной мастерской «Абрамцево» Саввы Мамонтова, по заказу которого, в частности, создал майоликовые панно для фасада гостиницы «Метрополь» в Москве. А за оформление Кустарного отдела русского павильона Всемирной выставки 1900 года в Париже Головина наградили золотой медалью и серебряной за майолики. Что касается экспозиции, то идея Лебедевой, что «выставка — это всегда спектакль», применительно к Головину более чем пришлась к месту. Его театральным работам посвящен самый большой раздел: здесь костюмы к постановкам, впервые привезенные в Москву из петербургских коллекций, эскизы декораций, в том числе к балету Жар-птица, где, по оценке критиков, «три гения: Фокин, Стравинский и Головин — выступили как одно целое». Можно спорить, какая из сфер деятельности стала определяющей для Головина. Однако выделить, что здесь главное, а что производное, вряд ли возможно. Они все по сути своей синтетичны.
Третьяковская галерея
Александр Головин

Москва
До 24 августа

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+