18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Виртуальные нимфы поселились в «Холодной ванне» в Павловске

№65
Материал из газеты

Там, где некогда омывалась императрица Мария Федоровна, теперь плещутся мультимедийные купальщицы художника Александра Райхштейна — смелое для российского музея решение

В Государственном музее-заповеднике «Павловск» после реставрации открылся павильон «Холодная ванна», который был недоступен для публики почти 45 лет. Павловцы решили напомнить о первоначальном назначении здания и вместе с художником Александром Райхштейном, который постоянно сотрудничает с музеями разных стран, создали экспозицию «À propos de l’eau, или О воде, чистоте и прекрасных дамах…».

Павильон «Холодная ванна» был построен в 1799 году по проекту Чарльза Камерона и предназначался для летних купаний. Архитектура классицизма не предполагала никаких излишеств — гладкие оштукатуренные стены были выкрашены желтой известковой краской. Внутри здания находятся два небольших помещения: туалетная площадью 25 кв. м и купольный зал площадью 41 кв. м в виде ротонды с бассейном.

Как рассказала TANR Вера Дементьева, директор ГМЗ «Павловск», здание почти без потерь пережило Великую Отечественную войну, если не считать одного попадания снаряда, пробившего деревянный купол. В советское время раны залечили. Без идеального качества, но приемлемо для жизни здания. Подвело другое обстоятельство: пуританские представления об экспозициях привели к тому, что бассейн засыпали строительным мусором и открыли в павильоне выставку о флоре и фауне Павловского парка (местные белки — общепетербургская достопримечательность). «Холодная ванна» расположена живописно — в долине речки Славянки у самого моста с кентаврами рядом с Павловским дворцом. Но это самое низкое место в парке. Мусор стал собирать влагу, и в 1974 году павильон пришлось закрыть для посетителей. 

Реставрацию проводила компания «Лапин энтерпрайз», работы велись последние восемь лет. К началу реставрации от прежнего убранства «Холодной ванны» ничего не сохранилось. Зато осталась довольно подробная иконография, в том числе видовые листы и фиксационные чертежи из «Атласов Павловска» начала XIX века, а также фотографии первой трети ХХ столетия. Из документов следует, что в центре бассейна находился душ в виде медного шара, так называемое брызгало. В нишах по обеим сторонам от входной двери располагались скульптуры из папье-маше (их изображений, пригодных для воссоздания, не сохранилось). В описях Павловского дворца упоминается шатер из кисеи, которым по моде времен императрицы Марии Федоровны накрывали бассейн, чтобы купаться было теплее; за образец был взят шатер из спальни императрицы Жозефины во дворце Фонтенбло. 

От шатра и брызгала реставраторы после размышлений и обсуждений решили отказаться: кисея просуществовала недолго, а душ без воды большого смысла не имеет. Воссоздан сам бассейн, обитый свинцом и огражденный барьером с балясинами, а также камин в купальне. При реставрации было решено не трогать купол, чтобы сохранить максимальное количество его подлинных деталей. Он расписан в советское время в технике «гризайль», имитирующей кессонированный потолок. Фактически работы были завершены год назад, но требовалось просушить здание естественным путем, поскольку если переувлажненную постройку сушить принудительно, то кирпич выкрошится.

Еще в ходе реставрационных работ подробно обсуждалась будущая постоянная экспозиция. Набрать аналогичных, аутентичных эпохе туалетных столиков, зеркал, курильниц, ширм, флаконов для душистой воды, банок для пудры и помады — дело не самое сложное, но в ГМЗ «Павловск» решили поступить иначе и создали мультимедийную инсталляцию À propos de l’eau... Художник Александр Райхштейн и сотрудники музея в период подготовки экспозиции просмотрели сотни западноевропейских гравюр из собрания Павловска и Эрмитажа с купальщицами, жанровыми сценами надевания корсета, укладки волос в присутствии кавалера и игривых собачек. Выбранные сюжеты распечатали в размере натуры и поместили в туалетной и купальне. 

В бассейне плещется виртуальная вода; купальщицы напечатанные готовы погрузиться в прохладные струи, виртуальные — уже принимают ванны; слышны голоса участниц омовений. По мнению Райхштейна, «красавицы той эпохи, подражавшие античному идеалу — как бы они его ни понимали, — погружаясь в воду, воображали себя нимфами здешней реки, а вылезая из ванны, возможно, Афродитой, рождающейся из пены». «Важно, что первоначально вода в ванне была действительно водой протекающей по парку речки, впадающей затем в другую реку, которая, в свою очередь, течет к морю, то есть в конечном счете является частью Мирового океана, — объясняет художник. — Все это дает основание оживить поверхность „воды“ анимированными изображениями античных богинь и богов Океана, диковинными морскими существами типа тритонов и гиппокампов, фантастическими рыбами и дельфинами». 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+