Испанский собор оказался заложником спора между левыми и правыми

Getty Images/fotobank
Getty Images/fotobank

Начат сбор подписей под петицией об официальном признании кордовской «мечети-собора» государственной, а не церковной собственностью.

Испании разгорелся спор вокруг права собственности на «Мескиту» — соборную мечеть Кордовы, находящуюся на территории христианской церкви, построенной в 600 году. Она стала мечетью в VIII веке, но в XIII столетии вновь была преобразована в церковь, после того как испанские короли победили мавров. Этот спор стал частью интенсивного политического сражения в Испании между ориентированными на светское и поликультурное общество левыми и исповедующими католицизм правыми. После принятия в 1998 году государственного закона о статусе церковной собственности Католическая церковь смогла документально подкрепить свои права на религиозные здания, и в 2006-м собор был зарегистрирован как собственность Церкви.

В 2009 году местные жители заметили, что название «Мескита», то есть мечеть, потихоньку исчезает с дорожных знаков и из брошюр, что вызвало обеспокоенность у людей по поводу того, что Церковь не придает должного значения истории использования этого здания в качестве мечети. Церковь отрицает все претензии. Представитель епархии Кордовы считает, что «когда вы входите на территорию памятника, то видите, что он называется «Собор Кордовы», но история его как мечети также описана. Утверждение, что Церковь стирает мусульманское прошлое [этого места], неверно». Он объясняет, что название «церковь Санта-Мария» использовалось с 1236 года, когда Кордова была взята испанскими войсками, а территория освящена. Данное название сохранялось до XIX века, когда церковь стала известна путешественникам под именем «Мескита». «Но в наших целях — священнослужения, церемоний с участием епископа — логично использовать слово «собор», — сказал он. К тому же Церковь заплатила за раскрытие михраба, священного места в мечети. В XIV веке он был закрыт христианским образом, но в последние десятилетия его сняли, чтобы вновь открыть жемчужину исламского искусства — подлинное чудо, созданное из византийской мозаики, драгоценное и священное место для исламской религии. Это объяснение не удовлетворило некоторых протестующих из местных. Они просят, чтобы в ситуацию вмешались правительство Андалусии и ЮНЕСКО. В их прошении содержатся требования восстановить название «Мечеть-собор», официально признать здание принадлежащим государству и учредить систему «публичного и прозрачного управления». К моменту поступления материала в печать почти 180 тыс. человек, включая бывшего генерального директора ЮНЕСКО Федерико Майора Сарагосы и британского архитектора Нормана Фостера, подписали этот документ. По мнению официального представителя кампании Антонио Мануэля Родригеса, «граждане должны узнать масштаб проблемы. Кордова должна понять, что ее мечеть, ее памятник находится в опасности, а если это так, то в опасности и остальной город». В ответ епархия Кордовы заявила: «С 1998 года Католическая церковь могла зарегистрировать свои храмы при условии, что здание не имеет письменного названия». Церковь зарегистрировала этот участок земли в 2006 году как Santa Iglesia Catedral de Cordoba — а именно с этим именем территория храма в XIX веке была объявлена национальным памятником, — «потому что она владела им мирно в течение почти 800 лет».
 

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+