18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Испанский собор оказался заложником спора между левыми и правыми

Getty Images/fotobank
Getty Images/fotobank

Начат сбор подписей под петицией об официальном признании кордовской «мечети-собора» государственной, а не церковной собственностью.

Испании разгорелся спор вокруг права собственности на «Мескиту» — соборную мечеть Кордовы, находящуюся на территории христианской церкви, построенной в 600 году. Она стала мечетью в VIII веке, но в XIII столетии вновь была преобразована в церковь, после того как испанские короли победили мавров. Этот спор стал частью интенсивного политического сражения в Испании между ориентированными на светское и поликультурное общество левыми и исповедующими католицизм правыми. После принятия в 1998 году государственного закона о статусе церковной собственности Католическая церковь смогла документально подкрепить свои права на религиозные здания, и в 2006-м собор был зарегистрирован как собственность Церкви.

В 2009 году местные жители заметили, что название «Мескита», то есть мечеть, потихоньку исчезает с дорожных знаков и из брошюр, что вызвало обеспокоенность у людей по поводу того, что Церковь не придает должного значения истории использования этого здания в качестве мечети. Церковь отрицает все претензии. Представитель епархии Кордовы считает, что «когда вы входите на территорию памятника, то видите, что он называется «Собор Кордовы», но история его как мечети также описана. Утверждение, что Церковь стирает мусульманское прошлое [этого места], неверно». Он объясняет, что название «церковь Санта-Мария» использовалось с 1236 года, когда Кордова была взята испанскими войсками, а территория освящена. Данное название сохранялось до XIX века, когда церковь стала известна путешественникам под именем «Мескита». «Но в наших целях — священнослужения, церемоний с участием епископа — логично использовать слово «собор», — сказал он. К тому же Церковь заплатила за раскрытие михраба, священного места в мечети. В XIV веке он был закрыт христианским образом, но в последние десятилетия его сняли, чтобы вновь открыть жемчужину исламского искусства — подлинное чудо, созданное из византийской мозаики, драгоценное и священное место для исламской религии. Это объяснение не удовлетворило некоторых протестующих из местных. Они просят, чтобы в ситуацию вмешались правительство Андалусии и ЮНЕСКО. В их прошении содержатся требования восстановить название «Мечеть-собор», официально признать здание принадлежащим государству и учредить систему «публичного и прозрачного управления». К моменту поступления материала в печать почти 180 тыс. человек, включая бывшего генерального директора ЮНЕСКО Федерико Майора Сарагосы и британского архитектора Нормана Фостера, подписали этот документ. По мнению официального представителя кампании Антонио Мануэля Родригеса, «граждане должны узнать масштаб проблемы. Кордова должна понять, что ее мечеть, ее памятник находится в опасности, а если это так, то в опасности и остальной город». В ответ епархия Кордовы заявила: «С 1998 года Католическая церковь могла зарегистрировать свои храмы при условии, что здание не имеет письменного названия». Церковь зарегистрировала этот участок земли в 2006 году как Santa Iglesia Catedral de Cordoba — а именно с этим именем территория храма в XIX веке была объявлена национальным памятником, — «потому что она владела им мирно в течение почти 800 лет».
 

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
3
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
4
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
5
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
6
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
7
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+